Психологическое понимание(нашла)
1. Квадрат
Точка в центре квадрата обозначает «Я» личности. Рисунок, сделанный автором, обнаруживает его притязание в жизненном пространстве. Это проблема места испытуемого, автора, в системе проблем, с которыми ему реально приходится сталкиваться. Естественно, что положение или место в мире небезразличны человеку, поэтому способ решения проблемы «Я» сопровождается эмоциональными реакциями. Автор либо ограждает свое «Я», либо видит вполне ясные варианты выхода в окружающий мир. Например, если из точки исходит прямая линия, то это значит, что автор рисунка уверен в способах решения собственных проблем.
Наличие нескольких прямых линий говорит не только о ясности способов, но и об их разнообразности, гибкости и многовариантности. Гибкость при решении собственных проблем и применение нескольких подходов свидетельствуют о состоянии личной безопасности и уверенности, автора. Наоборот, если точка окружена нагромождением линий, даже закругленных в виде лепестков цветка, то это значит, что испытуемый весьма обеспокоен заботой о собственной безопасности или его сознание находится в скованном состоянии. Он буквально не может сдвинуться с места, боясь внешнего мира. Автор замкнут на себе и своих проблемах. Факт погруженности в свое «Я» усиливается при спиралевидном раскручивании линии, исходящей из точки. Человек хочет разобраться в своих проблемах, но скрывает это. Он усиленно работает над собой, своим внутренним миром, в котором, видимо, не все благополучно. Причем если простое нагромождение линий, ограничивающих «Я» замыкает личность на саму себя, то спираль показывает бессознательную потребность разрешить проблему и, главное, - выйти в окружающий мир.
Часто эту исходную точку своего «Я» украшают в виде цветка, что чаще всего делают женщины. Лепестки у цветка закрывают, защищают внутренний мир женщины, и неосознанно в рисунке осуществляется желание украсить свой духовный мир. Если лепестки цветка достаточно велики и конусообразны с острием наружу, то это «скрытый мотив» разрешить свои проблемы. Величина цветка и характер исполнения его существенно различаются: от скромного в самом центре, деликатно выполненного тонкими линиями и штрихами, до крупного и не одного, занимающего все поле квадрата. Большой размер и «захват» всего поля, яркие с нажимом линии говорят о сильном желании разрешить проблемы, причем достаточно радикальным образом.
2. Квадрат
Волнистая линия в левом верхнем углу, которая для одних «червячок», «закорючка», а для других «зигзаг удачи», означает характер движения личности в пространстве собственной жизни.
Не случайны два противоположных типа ассоциаций маленькой волнистой линии от «закорючки» до «зигзага удачи». «Закорючка» -ограничение в жизненном пространстве судьбы, а «зигзаг удачи» - «только повод выйти за пределы» того, что человеку предлагают обстоятельства. Для, мыслительного типа личности, особенно мужского пола, волнистая линия - способ символически выразить себя.
Для собеседника, предрасположенного к образному видению мира, особенно если это женщина, «зигзаг удачи» - способ выражения движения в пространстве судьбы. Это плывущие облака или птицы в стае, и чем их больше, и чем больше они занимают пространство квадрата, тем больше у человека потребности в энергичном и радикальном действии.
3. Квадрат
Три вертикальные линии в левой части квадрата предлагают автору рисунка идти дальше «в реализации замысла». В зависимости от того, как обойдется автор с поднимающимися вверх линиями, можно определить его целеустремленность. Для одних испытуемых усиление и подчеркивание этого символа «движения вперед и дальше вверх» - единственный способ самореализации личного физического и психического потенциала. Они продолжают симметричный подъем и, дойдя до верхней крайней точки квадрата, вынуждены умерить свой «пыл поступательного движения вверх» Тогда они делают символический небоскреб с верхушкой по центру.
Для других испытуемых продолжение нереально, их мотив действия менее очевиден, и они ограничиваются только этими тремя линиями. Они как бы замыкают себя в малом, не претендуя на движение вверх и дальше. Им хочется покоя и ограничений активности. Затемнение основного значения символа - способ отказаться от развитии собственной личности в жизненном пространстве.
4 Квадрат
Темный квадрат в верхнем правом углу символизирует преграду или проблему, с которой необходимо справиться. Ограничение рисунка вокруг маленького квадрата говорит о застенчивости, робости и осторожности в решении возникающих жизненных проблем. Боязнь выхода за пределы верхнего правого угла подчеркивает стремление находиться «в тени», а большому обществу предпочитается узкий круг семьи или близких друзей. Зачастую это признак меланхолического темперамента.
Наоборот, включение маленького черного квадратика только в качестве элемента в большой рисунок указывает на масштабность в разрешении собственных проблем. Смелый выход в пространство всего квадрата - признак готовности иметь дело с незнакомыми вещами, богатство эмоциональных реакций. Развернутый рисунок с яркими линиями характеризует сильную нервную систему испытуемого. Это холерик или сангвиник. Если для холерика характерно азартное преодоление препятствий, что находит отражение и в рисунке, то у сангвиника рисунок достаточно большой, но более уравновешенный в составляющих его элементах.
5 Квадрат
Две непересекающиеся диагональные линии в левом нижнем углу приглашают испытуемого продолжить путь в пространстве. То, как он их продолжит, расскажет о том, что он собой представляет, Одна испытуемая, оставив эти две диагональные линии как есть, написала рядом буквально следующее: "Наша жизнь - стремиться идти вперед, но, как обычно, перед тобой стена проблем», Вот такое «гамлетовское» понимание жизни: «быть или не быть - вот в чем вопрос». И автор интерпретации двух линий все понимает, даже осознает смысл теста, но не находит в себе желания определиться в этой возможности продолжить жизненный путь.
Пересекающиеся линии, обретающие образ меча (серпа) и молота, указывают на агрессивность или враждебность. Вообще перекрещивающиеся линии - признак активного столкновения с препятствием. Если линии обретают символические образы серпа, меча и молота, можно сказать, что у испытуемого есть явное желание отстаивать завоеванные жизненные позиции. Не случайно в символике СССР серп и молот на фоне глобуса (земли) вызывал неосознаваемый страх у различных государств. Имперское значение символики налицо, хотя оно и мало кем осознавалось до конца. Идеологическая же интерпретация «Пролетарии всех стран - соединяйтесь!» только оправдывала агрессивность «строителей нового общества».
Характерно, что статистически чаще пересекающиеся линии встречаются у мужчин, чем у женщин. Это лишний раз подтверждает половые особенности психики: большая преобразующая, преодолевающая природа мужчин и меньшая активность женщин.
Пионерская, осваивающая пространство психология мужчин требует «взломать» препятствие, преодолеть его сопротивлением. Женская психология, наоборот, диктует функцию: удержать имеющееся , сохранить благополучие семьи, ограничить отрицательные состояния агрессии в пространстве, не дать превратиться неудовлетворенности жизнью в «пламя, войны» всех и со всеми.
Непересекающиеся линии означают нерешительность, нехватку воли и настойчивости. У цитированной испытуемой, которая объяснила ситуацию «диагональных линий», вообще нет желания решать вопрос. Она заняла позицию стороннего наблюдателя. Другие рисунки в шести квадратах теста подтверждают ее сильное женское начало: мягкость и ласковость, деликатность и сентиментальность, душевную ранимость и отрицание грубости.
В целом рисунок пятого квадрата оценивает степень женственности мужественности испытуемого.