Настороженность vs Изумление

  • Автор темы Автор темы Lutz
  • Дата начала Дата начала

Lutz

Корифей
Тема навеяна Колесом Плутчика.

Есть один момент в вопросе пары настороженности-изумления, которые мне представляется достаточно тонким. Поскольку я все тонкости люблю, и возможно люблю слишком, интересно узнать мнение других людей.

Вот появляется в поле нашего внимания что-то новое. Новый визуальный объект, новый звук, новая поверхность, новая идея/смысл. Мне представляется так, что есть две совершенно равноправные стратегии поведения:
1) развернуть свой набор исследовательских инструментов, стать субъектом исследования и приступить к препарированию нового как объекта.
2) застыть в неком легком оцепенении, как завороженный, заколдованный, стать объектом влияния нового предмета/явления, ощущая, как влияние пронизывает тебя и меняет всё вокруг.

Первый способ — активный, второй — пассивный. Первый — держит нас в заложнике собственной картины мира, под которую мы подстраиваем любой внешний объект, опутывая его паутиной ментальных конструкций и смысловых связей. Второй — оставляет нам бесконечность объективной картины мира, которая нам не принадлежит и никогда не откроется полностью, но которая так глубока, многогранна, таинственна и интересна.

Современный научный подход предполагает, что мы сначала проводим сбор информации (изумляемся), потом начинаем анализировать (настораживаться). Потом уже проделанные выводы осмысливаем (изумляемся), и проверяем их формальную точность и корректность (настораживаемся). Наука в тренде и при власти, поэтому независимо от того, как сильно Вы увлечены естественными ли, гуманитарными ли, метанауками ли — в любом случае, эмоциональное реагирование на «феномены» окружающего мира воспитывается нас ещё со школы. А как известно, задача системы образования не столько развить личность, сколько подготовить новую шестеренку (работника-специалиста) для общественного оборота и снабдить её соответствующим сертификатом качества (дипломом).

Поскольку в нас формируют постоянное чередование настороженности и изумления, а опыты по разным причинам получаются чаще либо удачные, либо неудачные, то процесс чередования начинает деформироваться, сбивая нас либо в сторону аутистического субъективизма, либо в сторону постоянного изумления без рефлексии. В любом случае, смена двух фаз становится настолько плавной, что уже не отслеживается, и в нашем сознании и мышлении категория Настороженность путается с Изумлением, и наоборот.

Вот как-то так. Очень хочется узнать, не замечали ли Вы такое за другими и за собой? Может, я всё это выдумал? Короче, как Вы разделяете настороженность и изумление, и разделяете ли?
 
Вообще совершенно два разных переживания у меня. Второе (означающее в моем вокабуляре сильное удивление) испытываю ну крайне редко, первое бля, постоянно да я в нем живу достаточно часто.
 
У меня вообще
Изумление сродни восторгу.
А настороженность - недоверию.

Изумляюсь .. ммм, картинками вон, часто. А настороженность как у Иванесса.
 
я бдительность и настороженность воспринимаю скорее как негативное качество - как оборонительную позу "я" vs "все новое и неизведанное". В этом ощущается какой-то страх за свою целостность и нежелание менять/ся. Возможно, тут даже будет активное сопротивление всему новому вообще, очень консервативная позиция.

пример, может, не совсем в тему, но отражает мое отношение. Есть люди, которые очень любят увидеть то, что им знакомо и всячески игнорируют новое, пусть даже это новое будет поразительнее и круче знакомого и известного. Мне не нравятся такие люди как спутники, они всегда хотят идти теми туристическими тропами, которые уже пройдены тысячами до них и оценены как "потрясающие". Мне куда интереснее идти без плана и без определенных ожиданий, т.к. так гораздо больше шансов найти что-то, что затронет именно тебя. и элемент неожиданности очень важен и ценен.

изумляться - это активное взаимодействие с новым. это как сказать "я тебя вижу и ты не похож ни на что из виденного ранее. а это я - нечто, чего не видел ты". это про контакт с "инопланетянами", но с моей стороны это не пассивное растворение в неведомом, а активное действие.
 
когда думаю о настороженности, напрягаются мышцы лица, сдвигаются брови и зажимается рот. взгляд направляется ровно вперед

когда думаю об изумлении, мышцы лица расслабляются, становится приятно и легко в голове, почти звеняще, губы чуть улыбаются. взгляд становится более расфокусирован и направлен чуть вверх
 
наверно, то что тут подразумевается под изумлением именно в пассивном варианте, для меня описывается как восхищение. но восхищение далеко не всегда связано с новым. трудновато мне вообразить себе встречу с новым в пассивном варианте)))
 
Восхищение и приятие - это вообще к отвращению
24.gif
 
Валчонок, беру тайм-аут на подумать.

Настороженность - это легкое напряжение мышц плечей и бедер, как бы перед резким движением, подача корпуса вперед, ощущение поверхностей глаз и центра груди.

Изумление - напряжение пальцев и кистей, корпус как бы оседает на скелете, чувство носоглотки и дыхания в носу, картинка визуальная размывается.
 
пока не получается, очень сложно воспроизвести это в своем теле. была гипотеза, что если воспроизвести реакцию тела, смогу точнее понять, в чем разница и о чем же речь
43.gif
 
Пройдите клавиатурный тренажер. Какие у Вас ощущения в теле? Клавиатурный тренажер работает через внимание, а внимание очень близко к настороженности.
 
в теле никаких особо, больше в голове %) ну и глаза двигаются усиленно в поисках клавиш. может, надо будет попробовать в более отдохнувшем состоянии
 
У Вас в целом кинестетические ощущения достаточно выраженные или нет? У меня они просто выражены, поэтому мне проще описать. Плюс, если Вы итак быстро печатаете, то уже нет азарта.
 
Нет, у меня в целом плохо с отслеживанием и осознаванием ощущений, я больше визуал. Но вряд ли мы сможем уточнить эмоции через визуальные образы, а вот тело реагирует на эмоциональные перемены. Просто нужно сосредоточиться и понаблюдать.
 
Настороженность на уровне зрения - это концентрация и четкость, выделение частей из общей картины. Ярость - это максимальная концентрация в ущерб общей панораме, а здесь чуть легче.

Изумление - наоборот, некое размывание границ, фигуры как бы вписываются друг в друга. Это уже не грусть, когда практически нет фокуса, но еще не страх, когда все становится бессвязным и движущимся хаотически.
 
Назад
Сверху