"Мудрые" ментальные конструкции

"Ключик

В Уставе черным по белому сказано: рано или поздно любой мастер получает Заказ. Настал этот день и для меня.

Заказчику было лет шесть. Он сидел, положив подбородок на прилавок, и наблюдал, как «Венксинг» копирует ключ от гаража. Мама Заказчика в сторонке щебетала по сотовому.

— А вы любой ключик можете сделать? — спросил Заказчик, разглядывая стойку с болванками.

— Любой, — подтвердил я.

— И такой, чтобы попасть в детство?

Руки мои дрогнули, и «Венксинг» умолк.

— Зачем тебе такой ключ? — спросил я. — Разве ты и так не ребенок?

А сам принялся лихорадочно припоминать, есть ли в Уставе ограничения на возраст Заказчика. В голову приходил только маленький Вольфганг Амадей и ключ к музыке, сделанный зальцбургским мастером Крейцером. Но тот ключ заказывал отец Вольфганга…

— Это для бабы Кати, — сказал мальчик. — Она все вспоминает, как была маленькая. Даже плачет иногда. Вот если бы она могла снова туда попасть!

— Понятно, — сказал я. — Что же, такой ключ сделать можно, — я молил Бога об одном: чтобы мама Заказчика продолжала болтать по телефону. — Если хочешь, могу попробовать. То есть, если хотите… сударь.

Вот елки-палки. Устав предписывает обращаться к Заказчику с величайшим почтением, но как почтительно обратиться к ребенку? «Отрок»? «Юноша»? «Ваше благородие»?

— Меня Дима зовут, — уточнил Заказчик. — Хочу. А что для этого нужно?

— Нужен бабушкин портрет. Например, фотография. Сможешь принести? Завтра?

— А мы завтра сюда не придем.

Я совсем упустил из виду, что в таком нежном возрасте Заказчик не пользуется свободой передвижений.

— Долго еще? — Мама мальчика отключила сотовый и подошла к прилавку.

— Знаете, девушка, — понес я ахинею, от которой у любого слесаря завяли бы уши, — у меня для вашего ключа только китайские болванки, завтра подвезут немецкие, они лучше. Может, зайдете завтра? Я вам скидку сделаю, пятьдесят процентов!

Я отдал бы годовую выручку, лишь бы она согласилась.

Наш инструктор по высшему скобяному делу Куваев начинал уроки так: «Клепать ключи может каждый болван. А Заказ требует телесной и моральной подготовки».

Придя домой, я стал готовиться. Во-первых, вынес упаковку пива на лестничную клетку, с глаз долой. Употреблять спиртные напитки во время работы над Заказом строжайше запрещено с момента его получения. Во-вторых, я побрился. И, наконец, мысленно повторил матчасть, хоть это и бесполезно. Техника изготовления Заказа проста как пробка. Основные трудности, по словам стариков, поджидают на практике. Толковее старики объяснить не могут, разводят руками: сами, мол, увидите.

По большому счету, это справедливо. Если бы высшее скобяное дело легко объяснялось, им бы полстраны занялось, и жили бы мы все припеваючи. Ведь Пенсия скобяных дел мастера — это мечта, а не Пенсия. Всего в жизни выполняешь три Заказа (в какой момент они на тебя свалятся, это уж как повезет). Получаешь за них Оплату. Меняешь ее на Пенсию и живешь безбедно. То есть, действительно безбедно. Пенсия обеспечивает железное здоровье и мирное, благополучное житье-бытье. Без яхт и казино, конечно, — излишествовать запрещено Уставом. Но вот, например, у Льва Сергеича в дачном поселке пожар был, все сгорело, а его дом уцелел. Чем такой расклад хуже миллионов?

Можно Пенсию и не брать, а взамен оставить себе Оплату. Такое тоже бывает. Все зависит от Оплаты. Насчет нее правило одно — Заказчик платит, чем хочет. Как уж так получается, не знаю, но соответствует такая оплата… в общем, соответствует. Куваев одному писателю сделал ключ от «кладовой сюжетов» (Бог его знает, что это такое, но так это писатель называл). Тот ему в качестве Оплаты подписал книгу: «Б. Куваеву — всех благ». Так Куваев с тех пор и зажил. И здоровье есть, и бабки, даже Пенсия не нужна.

Но моральная подготовка в таких условиях осуществляется со скрипом, ибо неизвестно, к чему, собственно, готовиться. Запугав себя провалом Заказа и санкциями в случае нарушения Устава, я лег спать. Засыпая, волновался: придет ли завтра Дима?

Дима пришел. Довольный. С порога замахал листом бумаги.

— Вот!

Это был рисунок цветными карандашами. Сперва я не понял, что на нем изображено. Судя по всему, человек. Круглая голова, синие точки-глаза, рот закорючкой. Балахон, закрашенный разными цветами. Гигантские, как у клоуна, черные ботинки. На растопыренных пальцах-черточках висел не то портфель, не то большая сумка.

— Это она, — пояснил Дима. — Баба Катя. — И добавил виновато: — Фотографию мне не разрешили взять.

— Вы его прямо околдовали, — заметила Димина мама. — Пришел вчера домой, сразу за карандаши: «Это для дяди из ключиковой палатки».

— Э-э… благодарю вас, сударь, — сказал я Заказчику. — Приходите теперь через две недели, посмотрим, что получится.

На что Дима ободряюще подмигнул.

«Ох, и лопухнусь я с этим Заказом», — тоскливо думал я. Ну да ладно, работали же как-то люди до изобретения фотоаппарата. Вот и мы будем считывать биографию бабы Кати с этого так называемого портрета, да простит меня Заказчик за непочтение.

Может, что-нибудь все-таки считается? неохота первый Заказ запороть…

Для считывания принято использовать «чужой», не слесарный, инструментарий, причем обязательно списанный. Чтобы для своего дела был не годен, для нашего же — в самый раз. В свое время я нашел на свалке допотопную пишущую машинку, переконструировал для считывания, но еще ни разу не использовал.

Я медленно провернул Димин рисунок через вал машинки. Вытер пот. Вставил чистый лист бумаги. И чуть не упал, когда машинка вздрогнула и клавиши бодро заприседали сами по себе: «Быстрова Екатерина Сергеевна, род. 7 марта 1938 года в пос. Болшево Московской области…»

Бумага прокручивалась быстро, я еле успел вставлять листы. Где училась, за кого вышла замуж, что ест на завтрак… Видно, сударь мой Дима, его благородие, бабку свою (точнее, прабабку, судя по году рождения) с натуры рисовал, может, даже позировать заставил. А живые глаза в сто раз круче объектива; материал получается высшего класса, наплевать, что голова на рисунке — как пивной котел!

Через час я сидел в электричке до Болшево. Через три — разговаривал с тамошними стариками. Обдирал кору с вековых деревьев. С усердием криминалиста скреб скальпелем все, что могло остаться в поселке с тридцать восьмого года — шоссе, камни, дома. Потом вернулся в Москву. Носился по распечатанным машинкой адресам. Разглядывал в музеях конфетные обертки конца тридцатых. И уже собирался возвращаться в мастерскую, когда в одном из музеев наткнулся на шаблонную военную экспозицию с похоронками и помятыми котелками. Наткнулся — и обмер.

Как бы Димина бабушка ни тосковала по детству, вряд ли ее тянет в сорок первый. Голод, бомбежки, немцы подступают… Вот тебе и практика, ежкин кот. Еще немного, и запорол бы я Заказ!

И снова электричка и беготня по городу, на этот раз с экскурсоводом:

— Девушка, покажите, пожалуйста, здания, построенные в сорок пятом году…

На этот раз Заказчик пришел с бабушкой. Я ее узнал по хозяйственной сумке.

— Баб, вот этот дядя!

Старушка поглядывала на меня настороженно. Ничего, я бы так же глядел, если бы моему правнуку забивал на рынке стрелки незнакомый слесарь.

— Вот Ваш ключ, сударь.

Я положил Заказ на прилавок. Длинный, с волнистой бородкой, тронутой медной зеленью. Новый и старый одновременно. Сплавленный из металла, памяти и пыли вперемешку с искрошенным в муку Диминым рисунком. Выточенный на новеньком «Венксинге» под песни сорок пятого.

— Баб, смотри! Это ключик от детства. Правда!

Старушка надела очки и склонилась над прилавком. Она так долго не разгибалась, что я за нее испугался. Потом подняла на меня растерянные глаза, синие, точь-в-точь как на Димином рисунке. Их я испугался еще больше.

— Вы знаете, от чего этот ключ? — сказала она тихо. — От нашей коммуналки на улице Горького. Вот зазубрина — мы с братом клад искали, ковыряли ключом штукатурку. И пятнышко то же…

— Это не тот ключ, — сказал я. — Это… ну, вроде копии. Вам нужно только хорошенько представить себе ту дверь, вставить ключ и повернуть.

— И я попаду туда? В детство?

Я кивнул.

— Вы хотите сказать, там все еще живы?

На меня навалилась такая тяжесть, что я налег локтями на прилавок. Как будто мне на спину взгромоздили бабы-катину жизнь, и не постепенно, год за годом, а сразу, одной здоровой чушкой. А женщина спрашивала доверчиво:

— Как же я этих оставлю? Дочку, внучек, Диму?

— Баб, а ты ненадолго! — закричал неунывающий Дима. — Поиграешь немножко — и домой.

По Уставу, я должен был ее «проконсультировать по любым вопросам, связанным с Заказом». Но как по таким вопросам… консультировать?

— Екатерина Сергеевна, — произнес я беспомощно, — Вы не обязаны сейчас же использовать ключ. Можете вообще его не использовать, можете — потом. Когда захотите.

Она задумалась.

— Например, в тот день, когда я не вспомню, как зовут Диму?

— Например, тогда, — еле выговорил я.

— Вот спасибо Вам, — сказала Екатерина Сергеевна. И тяжесть свалилась с меня, испарилась. Вместо нее возникло приятное, острое, как шабер, предвкушение чуда. Заказ выполнен, пришло время Оплаты.

— Спасибо скажите Диме, — сказал я. — А мне полагается плата за работу. Чем платить будете, сударь?

— А чем надо? — спросил Дима.

— Чем изволите, — ответил я по Уставу.

— Тогда щас, — и Дима полез в бабушкину сумку. Оттуда он извлек упаковку мыла на три куска, отодрал один и, сияя, протянул мне. — Теперь вы можете помыть руки! Они у вас совсем черные!

— Дима, что ты! — вмешалась Екатерина Сергеевна, — Надо человека по-хорошему отблагодарить, а ты…

— Годится, — прервал я ее. — Благодарю Вас, сударь.

Они ушли домой, Дима — держась за бабушкину сумку, Екатерина Сергеевна — нащупывая шершавый ключик в кармане пальто.

А я держал на ладони кусок мыла. Что оно смоет с меня? Грязь? Болезни? Может быть, грехи?

Узнаю сегодня вечером."

*автор Елена Калинчук Победитель БД-11. Опубликован в журнале "Полдень, XXI век" за март 2012
 
ну вот скажем - а где реальность? или граница реальности. или что раньше - мульт или гага. или ... а кто его знает. просто меня зацепило. прикрутил сюда...
 
ровно как и этот статус любительницы бдсм. вроде запись действительна в её теме и написана из неё. а вроде и ко всему применимо)...

Запреты исчезают, когда появляется истинное желание...
 
как то давно (?) общался с девушкой. и было у неё выражение - одеть ведро на голову. ведро ментальное. мысль или идея не нечто бесформенное. а именно конструкция. и вот ММК это типа разные вёдра)). шутка. но попробовал через аналогию.

некая схема или программа или вектор. я собираю для составления более целостного восприятия. вёдра эти. некий шар и вёдра в разных местах. для каждого места своё ведро. ну или бодик, или часть личности. точку входа в это место. или перехода. или определения.

типо вот для рун ест тексты. почитают почитают и опа. а вот оно пространство руны. ну вот типо этой штуки...

в общем если как то описать словами - нечто чудное определяющее.
 
не знаю. я чувствую - это сюда, а это отсюда. я бы сказал это и есть все или я. но как то это пафосно.

просто бывает картинка всплывает. это вот отсюда и оно где то вот здесь. и для навигации оно вот таким образом кучкуется.
 
Неожиданное сравнение с ведром. Если бы я описывала ММК образно, то скорее видела бы эту конструкцию в виде основы, каркаса, стержня. Эти конструкции формируются, в моем понимании, только(!!!!!!) изнутри. Да, формируются под воздействием внешних факторов, но именно изнутри, а не в виде внешней границы в образе ведра или шлема какого-то.


По сути, ментальные конструкции это идеи, стратегии, способы понимания окружающего мира, созданные в уме под воздействием прошлого опыта, пережитых эмоций, прочитанных книг, разговоров с разными людьми. Это то, что сформировалось под воздействием множества разрозненных мыслей, пережитых чувств и эмоций и всего этого опыта. То есть своя конструкция это нечто очень глубокое, но в то же время эта конструкция открыта для внешнего воздействия и постепенно может измениться. Однако, просто так взять и снять либо надеть её , как ведро, нельзя. И собрать эти конструкции для коллекции не получится. Иногда всей жизни может не хватить, чтобы, как следует, одну единственную чужую понять...... Ну это в моей картине мира не получится))) разве можно собрать коллекцию Космосов или Бесконечностей?

Почему ментальная конструкция мудрая? Ну допустим, она настолько много своего и чужого жизненного опыта в себя сумела впитать, и настолько глубоко сумела объединить сознание с подсознанием, что стала источником этого опыта и уникальных знаний для других)))
 
Ведро - ну а как эту конструкцию скажем визуально применить? пристроить рядом? положит на полку? я как то и так пробовал визуализировать, не особо получается применить. а вот ведро на голову - и голова уже структурируется по ведру))

и да и нет. смотря как смотреть. технически это всё я. это уже моё. как тут не собрать. оно уже собрано. для Я ЕСТЬ. вот быть всем одновременно. для личности это никак. а вот перейти. можно. просто прочувствовать. есть такая книга всеохват. несколько слов. вместо страниц воды. каждое слово - как портал. протитал предложение - унесло от передоза. меня. такой вот шизанутый необычный я.

https://www.youtube.com/watch?v=_GMKzNnfBs0
 
Почему то читая про эти ммк вспомнилась книга "хохот шамана " ,ну и другие из этой серии..
 
CI7HMb0JE-w.jpg
 
"
Недавно вновь увиделась с одной из знакомых, работающей в сфере образования. Пообсуждали подготовку к школе, повздыхали насчет нынешних детей. Пожаловалась, что очень сложно стало работать с детьми начальных классов: очень много детей, неумеющих разговаривать. Нет, они владеют речью, но на каком уровне...

В подготовительной группе детского сада, которую посещает мой сын, 26 детей. Из них внятной и связной речью владеют 4 ребенка. Еще у двоих отклонения связаны со строением речевого аппарата, один ребенок регулярно посещает логопеда, есть улучшения. 19 детей мямлят, шепелявят, проглатывают звуки, проблемы с построением фраз более чем из 3-4 слов. С началом подготовки к праздникам у воспитателей начинается головная боль: каждый родитель хочет, чтобы его ребенок прочитал стих, но чаще всего, кроме родителя этот стих никто в зале не поймет.

Причина этого безобразия проста - с детьми не разговаривают. Они постоянно слушают: воспитателя в садике, педагога в школе, некоторые посещают кружки и секции, но там тоже особо не поговорить. Дома родители выслушивают краткий отчет "как себя вел и что ел" и все. Дальше начинается монолог планшета-компьютера-телевизора и ребенок опять молчит и слушает.

Несколько раз я аккуратно интересовалась у мам, почему они не обратятся к логопеду, почему бы не позаниматься с ребенком самостоятельно. В ответ слышала "у меня же нет специального образования, это тебе хорошо", "мы хотели, но нам некогда-дорого-он не хочет". Конечно, это же так сложно - выслушать своего ребенка, поговорить с ним на различные темы, порассуждать о мультфильмах, животных, природе. Еще мне "понравилось" высказывание одной мамы - "да надоел он со своими рассказами о мультиках, я в них не понимаю ничего". А так сложно найти интересную для обоих тему? Попросить его посмотреть на том же планшете-компьютере сюжеты о животных, космосе, технике. Выслушать его пересказ пока моете посуду, идете в магазин или в сад-школу.

В 5 лет сын не выговаривал шипящие звуки, пришлось набрать в интернете десяток чистоговорок и пару стихотворений с проблемными звуками. Неделю по дороге в сад и из сада мы шипели и жужжали на все лады, несмотря на удивленные взгляды прохожих. Сочиняли сказку про Шуршунчика, изображали битву змеи и ящерицы, полеты насекомых. Неделя по полчаса в день в среднем. Не так уж и много времени было потрачено, сын "зашипел" и "зажужжал" как положено.

Мне, как и многим родителям, тоже хочется отделаться планшетом и на пару часов заняться своими делами. Да, я так и делаю, но часто задаю направление для просмотра. Сначала это были каналы о животных и подводном мире, потом космос. Когда ребенок немного научился читать, внезапно "выстрелили" интерактивные карты. Его очень заинтересовала возможность посмотреть чужие города и поселки, прочитать и потом рассказать названия ближайших населенных пунктов.

Неужели так сложно общаться со своим ребенком? Просто поговорить, не отрываясь от повседневных рутинных дел. Почему все сваливается на педагогов? Да, слышала версию "Он/она с друзьями на улице болтает без умолку, хватает общения". А о каком развитии мы говорим, если у друзей, скорее всего, такой же словарный запас и такие же проблемы с разговорной речью?

Разговаривайте с детьми, это ведь не так сложно...

"

источник
 
У меня мама в школе учителем работает. Правда не в начальных классах. Но
Говорит дети тупее год от года.
И их много,все больше рожают ( материнский капитал и тд). Учитель не может конечно за 45 минут уделить всем внимание в классе с 30ю учениками.
Ну то есть там не только с речью проблемы. Планшеты играют роль конечно ,но не только в этом дело.
Изначально дети рождаются такие,сейчас выхаживают 500 граммовых.
Еда какая сейчас? А некоторые родители водят детей в мак,кормят их чипсами и тд. Много раз видела это . Канцерогены очень сильно влияют на мозг,особенно на развивающийся.
Лекарства. С самого детства ими запичкивают детей. Сестра прежде чем давать ребёнку лекарства которые врач назначил,пишет мне чтобы спросить давать или нет. И чаще мой ответ нет. Там такие лекарства ,от которых вреда больше чем пользы. Здоровый ребенок с хорошим иммунитетом,болеет реже чем сверстники . Плюс ну не нужны эти лекарства в этих конкретных случаях. Не помню чтобы нам в детстве при ветрянке назначали жёсткое противовирусное ( причём за 1500р),от которого печень отвалится. Помазали зеленкой и побежал.
Мама рассказывала случай,когда ребёнку пришлось скорую вызывать в первом классе. Он бегал на корточках рычал, кусал ,ронял парты. его не смогли успокоить учителя.
И таких детей много,может не в таком формате. Но они агрессивнее,глупее,чем были лет десять,двадцать назад даже.
Конечно не все. Но это тенденция .
 
Назад
Сверху