Странно, в книге ситуация с Клаусом вообще описана как вполне логичное хладнокровное решение, нужное для дела, ничего личного. То, что Клаус оказался таким неприятным (а Дуров его ещё очень обаятельным в сравнении с книгой изобразил) - скорее, бонус. Мочит его Штирлиц потому, что решил использовать пастора, насинг персонал. Это просто часть его плана.
И выстрелил он ему, там, кстати, аккуратно и в висок, а пистолет вложил в руку, а не так грубо и пафосно, как здесь. А тут прям и действительно словно в праведном гневе.
Вообще я уже говорил, что Штирлиц в фильме и книге - очень разный. В книге хрестоматийный василисик изображен. Никаких диссонансов темперамента у него нет, он не тормозит на всем подряд (а только когда и вправду тормозит), думает и действует с нормальной скоростью, предельно рационально, исходя из своего "сокровища" - интересов советской России. Себя рассматривает как функцию. В башке - компьютер, непрерывно анализирующий и сопоставляюий огромное количество инфы, а не как тут. Тамошний щуплый дяденька в вечных дымчатых очках со внешностью "скорее университетского профессора, чем разведчика" - реально недемонстративно крут.
А киношный увалень - прямо какой-то герой Достоевского, мятущаяся душа, заложник великой трагедии 2-й мировой и собственных нравственных проблем.