Колесо эмоций

Ну вот еще тогда про эмоции интересное. Базовых — восемь.

видео​


Эмоции и их выражение в речи​


Психолог Александр Вартанов о категоризации эмоций, четырехмерной сферической модели и понимании эмоций у детей
 
@IvanesS, это в психологию всё-таки. Подсознание признаётся как то, что может стимулировать проявление тех или иных эмоций, но проявляются эмоции уже в сознании, поэтому в разделе Подсознание теории Плутчика точно делать нечего.
30.gif
Тем более, что система очень годная и думаю, что её можно и нужно обсуждать, поэтому лучше ей быть на подобающем месте.
 
Мне так представляется, что если сдвинуть "диагональные крест" (с отвращением который) против часовой стрелки (чтобы отвращение совпало с горем), то получившееся соответствие можно объяснить так (хотя это конечно ментальный конструкт):

когда восхищение достигает определенной концентрации, возникает экстаз (концентрация принятия рождает спокойствие);

когда ожидание достигает определенной концентрации, возникает ярость (достаточно сложное объяснение. Ярче на примере с интересом и досадой: когда испытываешь интерес, то если его не удовлетворять и копить, то в определенный момент наступит разочарование и досада).

когда отвращение достигает определенной концентрации, возникает горе (печаль).

когда изумление становится слишком сильным, то оно порождает страх.

Как-то так.
105.gif
 
10928641063_c9efea7bde_b.jpg

Нашел достаточно толковые комментарии, только мало
20.gif

Одинаковым цветом помечены противоположные (конфликтующие) парные эмоции.

Кроме этого, схема повернута так, чтобы эмоции были условно разделены на позитивные и негативные.
Позитивные – толкающие человека на действие, преодоление, слияние.
Негативные – останавливающие человека от каких-либо действий.

В результате: спектр базовых эмоций человека скомпоновался в три главных направления (агрессия, подчинение, отчуждение) в которых эти эмоции толкают человека в его отношении к миру, другим людям и к себе.

Недостатки оригинала:
1. Злость (Anger)+ Отвращение (Disgust)= Презрение (Contempt)
Намного точнее назвать эту смесь Ненависть (Hate).
2. Отвращение (Disgust) + Печаль (Sadness) = Раскаяние (Remorse)
Это никак не может быть Раскаянием, потому что, это, как раз – Презрение (Contempt).
3. Сомнительно, что Скука (Boredom) может находится в одном ряду с Отвращением, Гадливостью, Брезгливостью (Loathing, Disgust). Скорее – это Непрятие (Dislike).
4. Страх (Fear) + Удивление (Surprise) = Трепет (Awe)
Намного точнее назвать это Смятением (Confusion или Dither).
5. Сомнительно, что Задумчивость (Pensiveness) может находится в одном ряду с Печалью и Горем (Sadness, Grief ). Скорее – это Уныние (Gloom).

Дополнительные недостатки русскоязычных вариантов:
1. Настороженность (Бдительность) должна быть заменена на Предвосхищение. Еще варианты – Чаяние, Предвзятость, Предчувствие. Это более точный антоним Удивлению и Изумлению.
2. Брезгливость (Неудовольствие) – на Неприязнь.
3. Экстаз (Восторг) – на Эйфорию. Так как Восторг – это смесь Обожания и Удивления.
4. Восхищение, Доверие, Признание – на Обожание, Приятие, Одобрение.


Мне очень понравились поправки по русской адаптации и по оригиналу. У кого какие ощущения?
 
Оптимизм?.. Подчинение?.. Хм. Чуден ты, мир эмоций.
1.gif
Иихо, не хватает эмоций "Прогулка", "Беспардонность" и "Правый поворот".
71.gif
 
Русский перевод статьи Плутчика не нашел. Зато есть оригинал.
Кстати, по адресу в конце статьи ссылка открывается только для тех, кто подписан на сообщество.
P.S. Стоит отметить, что когда ищу, обычно не залезаю дальше первых трех страниц гугла, так что если кто-то желает нырнуть в дебри гугла поглубже, то может ему и улыбнется удача.
67.gif
 
Цитата о классификации Плутчика из книги К.Изарда:
Плутчик (Plutchik, 1962, 1980) рассмотрел эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).

Протипический адаптивный комплекс==>Первичная эмоция

1. Инкорпорация – поглощение пищи и воды==>Принятие

2. Отвержение – реакция отторжения, экскреция, рвота==>Отвращение

3. Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения==>Гнев

4. Защита – первоначально в ответ на боль или угрозу боли==>Страх

5. Репродуктивное поведение – реакции, сопутствующие сексуальному поведению==>Радость

6. Депривация – утрата объекта, приносящего удовольствие==>Горе

7. Ориентировка – реакция на контакт с новым, незнакомым объектом==>Испуг

8. Исследование – более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды==>Надежда или любопытство

Плутчик определяет эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов. Первичная эмоция, по Плутчику, ограничена во времени и инициируется внешним стимулом. Каждой первичной эмоции и каждой вторичной эмоции (под которой подразумевается комбинация двух или нескольких первичных эмоций) соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий комплекс. По мнению Плутчика (1954), постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации, он приводит ряд экспериментальных данных в подтверждение этого тезиса.
 
Эмоция - это механизм обратной связи, сигнализирующий о пригодности среды для организма.
 
Всё понятно, кроме слова «пригодность».
3.gif
Не то, чтобы слова не знаю, но в контексте эмоций слово представляется мне всё-таки слишком "разумным" и категорией, которую устанавливает разум. Или как?
 
Ну как физическая боль или неприятные ощущения показывают непригодность воздуха для дыхания или слишком высокую температуру, или неподходящие условия для физического тела, так эмоции могут указывать на опасность для целостности тела астрального, психики, души, биополя и как ни назови комплексную энергетическую сущность, зарождающуюся вместе с психикой.

В пределе - непригодность, в слабой степени - просто дискомфорт.
 
Дело в том, что среда существует постоянно, а эмоции - это явление сиюминутное (из всего спектра эмоциональных процессов - самое короткое). Поэтому говорить именно о среде в целом несколько некорректно. Скорее, тогда уж о пригодности изменений среды.
 
Говоря "среда", я имела в виду ее текущее актуальное состояние во всей совокупности, включая ночь, день, город, деревню, каликтивнаэ бессознательное, транзиты, влияния, социум, общение и черта лысового. Ну, можно сказать и изменений, да. Или добавить к слову среда слово "актуальная"
 
У нас про подходы к вопросу изучения эмоций есть целая тема. Предлагаю перейти туда, потому что здесь всё-таки предложено обсуждать именно подход Плутчика.
1.gif
 

Вот здесь есть предложения, что бдительность не является корректным термином и слово нужно заменить.

В оригинале Плутчик использует слово vigilance. Если копаться в этимологии, то выходим на слово vigil. Технически «бдительность» является корректным переводом. Говоря об эмоциях, корректнее будет слово «настороженность», как однокоренное от слова «сторожить», guard — в английском, которое как раз vigil и обозначает.
В тексте Плутчик сопоставляет этой эмоции ситуацию ориентировки на новой территории и вообще соотношение себя с чем-то новым скорее количественно, нежели качественно. В противопоставление ставится изумление, как способ отношения к чему-то качественно новому, неизвестному.

Чисто технически мы не можем испытывать и изумление, и настороженность одновременно. Когда мы испытываем изумление — даже если смотреть на само слово «из-ум-ление» — собственному сознанию посылается сигнал о необходимости расширить собственную классификацию, создать новый класс, новую ментальную категорию. Когда мы испытываем настороженность, то мы сохраняем исходный набор ментальных конструктов и даже охраняем его от необходимости пересмотра. Мы качественно новый объект исследуем, но с целью перевода на свой язык.

Соседние эмоции — страх (для изумления) и ярость (для настороженности) — намекают на то, что в случае настороженности мы ведёт себя активно и даже несколько агрессивно, навязывая внешнему объекту свои правила, «нападаем» на него своим разумом, а в случае изумления мы сталкиваемся с тем, что вынуждает нас к изменениям, что меняет нас, то есть ведёт себя агрессивно в отношении нас и чего нам, соответственно, следует опасаться.

Может, объяснение через лингвистический анализ Вам не подходит, тогда поясните, каким способом лучше пояснить, потому что для меня эта ось в колесе вполне понятна и конкретна.
17.gif
 
Хлевная и Южанина пишут, что настороженность переживается как сжатие в области солнечного сплетения. В прочем, их описание очень похоже на опаску и явно имеет связь с переживанием страха, поэтому не готов считать такую трактовку «настороженности» верной.

Если говорить про себя, то выделил бы легкую напряженность всего тела (не оцепенение, как при том же страхе) в связи с тем, что активируется восприятие: как бы повышается острота зрительного и слухового восприятия. Ощущается поверхность глаза, поверхность кожи. В целом, как бы замираешь, чтобы сконцентрироваться.

Если «бдеть» воспринимать не как «сторожить», а как противоположность «спать», то это как раз отключение внутреннего диалога и активное слушание (с активным рассматриванием и может даже обнюхиванием). Если это что-то тактильное, то соответственно наоборот некий активный внутренний анализ, что же именно чувствуется: насколько мягко/жестко, тепло/холодно, упругое/эластичное и т.д.
 
Если брать эти самые 4 спицы колеса Плутчика, то получается приблизительно так:
1) Отношения «агрессиор»—«жертва» — эмоции «ярость»—«страх»
2) Отношения «обретающий»—«утрачивающий» — эмоции «радость»—«горе»
3) Отношения «целое, интегрирующее в себе все свои части»—«части, сохраняющие идентификацию внутри единой общности» — эмоции «принятие»—«отвращение» (отвращение в смысле увеличение жесткости своей границы, её непроницаемости, обозначение невозможности объединения).
4) Отношения «исследующий»—«неизвестность» — эмоции «настороженность»—«изумление». Как писал ранее, исследующий интегрирует в свою картину мира новое, а неизвестность расширяет картину мира исследуемого, преобразовывая её в новую, как бы передавая свою неизвестность новой картине мира относительно прежней: ведь когда закончится исследование, возникнет новая картина мира, в которой ещё предстоит ориентироваться.
 
Я правильно понимаю, что лепестки устроены так, что на периферии более "слабые/нейтральные" эмоции (они и закрашены бледнее), а к сердцевине они концентрируются в нечто мощное? Например: от почти нейтрального признания переход к доверию (более близкая дистанция к объекту, сильнее чувство) и когда захлестывает, получаем восхищение.

получается, что от почти нейтрального отвлечения (рассеянность? расфокусированность? видим краем глаза и пока никак не относимся к) мы переходим к удивлению (заметили новое) и как кульминация - изумление (ого! оказывается!!)
 
В статье Плутчик говорит об «интенсивности» эмоций, так что понятия «слабые», «умеренные», «сильные» мне представляются вполне уместными при разговоре конкретно об этой концепции.
1.gif
 
Назад
Сверху