В продолжение размышлений о соотношении Плутчика и ЦСС пришло осознание, что в ДЧ
эмоциональные феномены практически равномерно размазаны по всем центрам. Если схема Плутчика говорит и о полярности, и о замкнутости всего спектра эмоций, переживаемых человеком, то в ДЧ эмоциональный центр отвечает в большей степени за переживание
боли: боль накатила (низ волны) и боли нет (верх волны).
По какой причине ЦСС не является центром всех эмоций в том смысле, в котором о них говорит Плутчик? Мне было удивительно, хотя причины потом смог установить, что я упустил из виду главное: общность происхождения эмоций. Читая про Эмо, который является моим внутренним авторитетом, совершенно упустил тот факт, что Эмо существует на сам по себе, а
фильтрует корневое давление. Корень-то у меня не определен, а ДЧ рекомендует проживать определенности, поэтому в фокусе моего внимания были мои определенности (а их у меня как минимум пять!).
Так вот, корневое давление можно рассматривать в ключе непосредственных физических границ человека. В Плутчике это давление, на мой взгляд, ярко выражено в 4 мощных эмоциях: Бешенство, Горе, Ужас, Экстаз. Вернее, не само давление выражено, а все эти эмоции имеют отношение к смерти, которая, как известно, прекращает физическое существование. На мой взгляд, корень давит тем, что жизнь наша конечна, скоротечна, и раз уж ты имеешь физическое тело, то либо живи, либо умри и обратись прахом.
В связи со смертью постоянно ассоциируется Страх смерти, но
Селезенка как раз подключена к Корню. Страх смерти - это только один из вариантов переживания смертности, один из фильтров этой вшитой в тело программы. Под программой я подразумеваю и то, что наше тело как бы обязано умереть либо из-за старения, либо в связи с тем, что определенные нарушения его структуры в связи с непреодолимостью законов физики несовместимы с жизнью. Страх - это соотношение с
моментом Смерти, поэтому по моим рассуждениям эмоция
Ужаса закреплена за
Селезенкой.
Боль, о которой я говорил в начале, является проживанием Смерти в смысле
лишения и утраты. Да, человек умирает, мы теряем его в физическом мире, и эта потеря причиняет нам боль. В случае с утратой время лечит, момент утраты уходит в прошлое, пустота заполняется кем-то или чем-то, и вот уже боли нет, есть новые стимулы, новые задачи, новые переживания. В этом смысле наше хорошее настроение - это совсем не эйфория, а именно отсутствие неприятностей. По эмоциональной волне мы движемся не от радости к радости, а от печали к печали.
Эмоциональный центр фильтрует
Горе, которого в нашей жизни не мало, поэтому чтобы мы не умерли от него, существуют волны, растягивающие боль во времени.
Сакрал... О нём я буду писать несколько из ума, поэтому буду признателен, если меня поправят.
Сакрал я ассоцииирую с
Экстазом. Экстаз - это эмоция, которую Плутчик связывает с размножением. Мне так представляется, что в постоянной деятельности генераторы как раз продолжают себя, рождая в каждом поступке и каждом деле нового себя. Может, буйного экстаза они и не испытывают, может, их радость тихая и мягкая, но именно с сакральным откликом у меня ассоциируется принцип противления смерти через жизнь, через деяние.
Самый сложный момент - это Бешенство, так как из всех эмоций именно Бешенство, Гнев является той эмоцией, которая может превратить человека в источник смерти. Есть три варианта, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.
Первый - это ассоциация Бешенства с самим Корнем. Мы не можем направить агрессию против Смерти, но в Страхе, Печали и Радости мы можем быть агрессивны, что и проявляется в связи всех центров с Корнем.
Второй - это ассоциация Бешенства с Эго. Всё-таки именно Эго координирует физическую безопасность, а Бешенство в схеме Плутчика считается эмоцией нарушения чужаком твоих границ. Корень не связан с Эго, поэтому общая логика нарушается, и это минус. В то же время примечательно, что Эго не связан и с Сакралом, поэтому колесо не получится: Страх не связан с Печалью, но связан с Гневом, а Гнев не связан с Радостью...
Третий вариант - это ассоциация Бешенства с Горлом. Тут ситуация похожа с Корнем:
в Страхе, Печали и Радости мы можем быть агрессивны
И здесь выявляется связь агрессивного поведения со всеми эмоциями, так как промежуточные эмоции (Вигильность-Изумление и Ненависть-Восхищение) я связываю с работой Центра гравитации и Эго-центра. Гнев характерен для Манифесторов, а Манифесторы без Горла - не Манифесторы (хотя Горло может определяться и у Проекторов...)
Я честно подождал трех встреч с этой своей идеей и не опубликовал её сразу, как она ко мне пришла. Основной слабый момент - Агрессия - это та позиция, по которой мне интересно обсуждение моей концепции. Может, она трансформируется ещё несколько раз - пусть будет так. Очень интересны чужие мнения (в том числе в очередной раз услышать, что я неправильно воспринимаю ДЧ
).