Natalia81
Корифей
Эмоциональная жизнь человека весьма сложна, а у многих людей она еще и очень запутана. Поэтому кроме эмоций и чувств выделяют другие эмоциональные переживания, слишком характерные, чтобы для них не было какого-то специального слова.
Аффект — наиболее мощный, бурный вид эмоционального возбуждения, крайний вид эмоции, полностью или почти полностью подчиняющий поведение человека. Аффект обычно очень интенсивен и довольно кратковременен. Примеры аффекта:
- сильный гнев или ярость,
- подавляющий ужас,
- бурная радость,
- глубокое горе,
- бесконечное отчаяние.
Аффект полностью захватывает сознание человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Аффект очень опасное состояние, потому что неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, полностью снижается критичность. Человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает, не понимать состояния, в котором находится.
В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.
Но бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах.
Аффект влияет на функционирование всех психических процессов. Резко (обычно) изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.
В состоянии аффекта не работает привычная система целеполагания, человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления и человек становится как бы непонятен сам себе.
В очень сильном состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, а потом - в более спокойной ситуации - не может вспомнить того, что с ним было. А если и может, то вспоминает, что происходило с ним - как во сне.
Обычно сильный аффект заканчивается "провалом" в расслабленность.
Эмоции - по сравнению с аффектом - менее интенсивные, но зато значительно более разнообразные эмоциональные переживания. Аффект всегда есть реакция на обстоятельства. Эмоции могут быть вызваны теми или иными воспоминаниями.
Когда говорят про какого-то человека, что он эмоционален, то этим самым имеют в виду, что человек часто проявляет свои эмоции: громко смеется или плачет, под влиянием эмоций может сделать какой-то сильный жест или поступок. Одним словом, он ведет себя совсем не так, как человек безэмоциональный.
Здесь важно понимать (об этом уже говорилось выше), что эмоции во многом носят внешний, активный характер. Человек может быть очень чувствительным, ранимым, постоянно испытывать множество чувств, но при этом уметь хорошо скрывать свои эмоции. Такого человека мало кто назовет эмоциональным, скорее чувствительным.
Чувства - про них достаточно уже написано. Стоит напомнить, что чувства - в сравнении с эмоциями, а тем более аффектом, носят характер внутреннего переживания (внутренней эмоции).
Еще одно интересное отличие чувства от эмоции - эмоции как бы стандартны, а чувства могут быть смутными. Эмоции теснее связаны с поведением, поэтому по поведенческим особенностям легче отделить одну эмоцию от другой. С чувствами значительно сложнее. Спонтанное изменение соматического состояния может привести к псевдо-чувству.
Бывают к тому же смешанные чувства. И это обстоятельство может породить большое количество психологических проблем невротического характера. Вплоть до фобий, например.
Чувства опираются не только на реальный мир, но и на вымышленный мир, мир сложных конструктов. Так, оказывается, что можно любить не реальную девушку, а изображение девушки или литературный персонаж. Можно не любить картинные галереи сами по себе, но любить себя в картинной галерее.
Чувства активно и более тонко по сравнению с эмоциями участвуют в установлении и поддержании социальных контактов. При любом более-менее продолжительном контакте одного человека интересуют чувства, которые испытывает к нему другой человек. Одно дело - чувство уважения, доверия, заинтересованности, симпатии. Другое дело - чувство презрения, недоверия, антипатии. При этом, что характерно, чувства очень часто обладают взаимностью. Если кто-то к кому-то проявляет чувство симпатии, то или тот другой человек со временем начинает отвечать симпатией, или первый человек со временем охладевает.
Таким образом, чувства выступают в роде некоторых таких валентных связей между людьми в социальных отношениях разного уровня.
Чувства более очевидно связаны с чертами характера человека. Так, если человек постоянно испытывает чувство радости при получении новых знаний, то про него можно сказать, что он любопытный. Если человек часто испытывает чувство зависти - завистливым. Выделяют даже моральные (нравственные) чувства: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Существуют аморальные чувства: жадность, эгоизм, жестокость и т. д.
Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только
сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют,
усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на
содержательность и точность полученных знаний.
Примеры интеллектуальных чувств: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства. Во время работы большинство ученых внешне (эмоционально) спокойны, но это не значит, что у них в это время нет никаких эмоциональных переживаний. Интеллектуальные чувства - довольно тонкие и своеобразные - ярко показывают, что существует теснейшая связь между интеллектуальными и эмоциональными процессами. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.
Эстетические чувства во много тоже носят интеллектуальный характер. Найти прекрасное - в том числе это означает и найти какую-то взаимосвязь, скрытую гармонию, решить загадку, заложенную автором.
Вместе с тем эстетические чувства представляют собой проявление потребности в выработке эмоционального отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.
В эстетических чувствах переплетается и чисто эстетическое, и моральное, и интеллектуальное. Эстетические чувства настолько сильны, что человечество "тратит" на искусство огромные ресурсы: и временные, и финансовые, и иные. Даже самому опустившемуся человеку не чуждо чувство прекрасного.
Эмоциональное состояние
Если эмоция сама по себе довольно скоротечна, то эмоциональное состояние более длительно. Часто эмоциональное состояние является следствием невозможности для эмоции найти должную разрядку. Например, если человек испытал "укол тревоги", но не смог разобраться в том, что же его именно беспокоит, что же именно он способен сделать, то тревога как эмоция может перейти в тревогу как состояние. Часто эмоциональное состояние является "хвостом", "отголоском" породившей эмоции. Если человек испытал сильную радость (эмоцию), то затем довольно длительное время (до нескольких дней) у него может быть приподнятое радостное настроение (состояние).
Страсть
Страсть тоже некоторые авторы относят к самостоятельному эмоциональному переживанию. По своему характеру страсть - это что-то вроде аффекта, только более растянутое во времени переживание. С. Л. Рубинштейн: "Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели" (Рубинштейн С.Л., 1998).
Настроение
Настроение - общий эмоциональный окрас поведения человека. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Основная суть настроения - обобщенная (валовая, если можно так сказать) оценка текущей ситуации. Если ситуация удовлетворительная, то исчезает настороженность, поведение становится более спонтанным - то есть какое-то время можно действовать так, как хочется, а не так, как надо. Это и есть хорошее настроение. Если ситуация неудовлетворительная, появляется и не исчезает настороженность, поведение становится направленным на ликвидацию угроз, явных и потенциальных, жить приходится так, как надо. Это и есть плохое настроение.
Настроение довольно инертно. Особенно это касается перехода из плохого настроения в хорошее. Как известно, испортить настроение значительно легче, чем поднять его. Даже если действие угрожающих факторов уже давно сведено на нет, инстинктивно человек продолжает еще какое-то время "быть начеку".
Положительные эмоции во время хорошего настроения - фактически есть плата за успешное преодоление проблемной ситуации ("ты успешно решил проблему - поэтому ты молодец"). Отрицательные эмоции во время плохого настроения - дополнительная мотивация к тому, чтобы человек быстрее справился с проблемной ситуацией.
Так это задумано природой. Человек, конечно, как существо разумное научился манипулировать своим настроением. Наркотики, азартные игры и другие аддикции позволяют на время забыть про проблемы, снизить тревожность, создать на время иллюзию того, что все нормально, и тем самым поднять настроение. Помогает и погружение в атмосферу коллективного веселья. Когда все вокруг веселятся - это признак того, что все идет нормально. Плохо только то, что забытая проблема не есть решенная проблема. И манипулирование своим настроением есть на самом деле раскачивание маятника настроения. Чем веселее сегодня, тем грустнее завтра.
azps.ru/articles/cmmn/vidy_emocionalynyh_perezhivaniy.html
Аффект — наиболее мощный, бурный вид эмоционального возбуждения, крайний вид эмоции, полностью или почти полностью подчиняющий поведение человека. Аффект обычно очень интенсивен и довольно кратковременен. Примеры аффекта:
- сильный гнев или ярость,
- подавляющий ужас,
- бурная радость,
- глубокое горе,
- бесконечное отчаяние.
Аффект полностью захватывает сознание человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Аффект очень опасное состояние, потому что неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, полностью снижается критичность. Человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает, не понимать состояния, в котором находится.
В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.
Но бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах.
Аффект влияет на функционирование всех психических процессов. Резко (обычно) изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.
В состоянии аффекта не работает привычная система целеполагания, человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления и человек становится как бы непонятен сам себе.
В очень сильном состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, а потом - в более спокойной ситуации - не может вспомнить того, что с ним было. А если и может, то вспоминает, что происходило с ним - как во сне.
Обычно сильный аффект заканчивается "провалом" в расслабленность.
Эмоции - по сравнению с аффектом - менее интенсивные, но зато значительно более разнообразные эмоциональные переживания. Аффект всегда есть реакция на обстоятельства. Эмоции могут быть вызваны теми или иными воспоминаниями.
Когда говорят про какого-то человека, что он эмоционален, то этим самым имеют в виду, что человек часто проявляет свои эмоции: громко смеется или плачет, под влиянием эмоций может сделать какой-то сильный жест или поступок. Одним словом, он ведет себя совсем не так, как человек безэмоциональный.
Здесь важно понимать (об этом уже говорилось выше), что эмоции во многом носят внешний, активный характер. Человек может быть очень чувствительным, ранимым, постоянно испытывать множество чувств, но при этом уметь хорошо скрывать свои эмоции. Такого человека мало кто назовет эмоциональным, скорее чувствительным.
Чувства - про них достаточно уже написано. Стоит напомнить, что чувства - в сравнении с эмоциями, а тем более аффектом, носят характер внутреннего переживания (внутренней эмоции).
Еще одно интересное отличие чувства от эмоции - эмоции как бы стандартны, а чувства могут быть смутными. Эмоции теснее связаны с поведением, поэтому по поведенческим особенностям легче отделить одну эмоцию от другой. С чувствами значительно сложнее. Спонтанное изменение соматического состояния может привести к псевдо-чувству.
Бывают к тому же смешанные чувства. И это обстоятельство может породить большое количество психологических проблем невротического характера. Вплоть до фобий, например.
Чувства опираются не только на реальный мир, но и на вымышленный мир, мир сложных конструктов. Так, оказывается, что можно любить не реальную девушку, а изображение девушки или литературный персонаж. Можно не любить картинные галереи сами по себе, но любить себя в картинной галерее.
Чувства активно и более тонко по сравнению с эмоциями участвуют в установлении и поддержании социальных контактов. При любом более-менее продолжительном контакте одного человека интересуют чувства, которые испытывает к нему другой человек. Одно дело - чувство уважения, доверия, заинтересованности, симпатии. Другое дело - чувство презрения, недоверия, антипатии. При этом, что характерно, чувства очень часто обладают взаимностью. Если кто-то к кому-то проявляет чувство симпатии, то или тот другой человек со временем начинает отвечать симпатией, или первый человек со временем охладевает.
Таким образом, чувства выступают в роде некоторых таких валентных связей между людьми в социальных отношениях разного уровня.
Чувства более очевидно связаны с чертами характера человека. Так, если человек постоянно испытывает чувство радости при получении новых знаний, то про него можно сказать, что он любопытный. Если человек часто испытывает чувство зависти - завистливым. Выделяют даже моральные (нравственные) чувства: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Существуют аморальные чувства: жадность, эгоизм, жестокость и т. д.
Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только
сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют,
усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на
содержательность и точность полученных знаний.
Примеры интеллектуальных чувств: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства. Во время работы большинство ученых внешне (эмоционально) спокойны, но это не значит, что у них в это время нет никаких эмоциональных переживаний. Интеллектуальные чувства - довольно тонкие и своеобразные - ярко показывают, что существует теснейшая связь между интеллектуальными и эмоциональными процессами. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.
Эстетические чувства во много тоже носят интеллектуальный характер. Найти прекрасное - в том числе это означает и найти какую-то взаимосвязь, скрытую гармонию, решить загадку, заложенную автором.
Вместе с тем эстетические чувства представляют собой проявление потребности в выработке эмоционального отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.
В эстетических чувствах переплетается и чисто эстетическое, и моральное, и интеллектуальное. Эстетические чувства настолько сильны, что человечество "тратит" на искусство огромные ресурсы: и временные, и финансовые, и иные. Даже самому опустившемуся человеку не чуждо чувство прекрасного.
Эмоциональное состояние
Если эмоция сама по себе довольно скоротечна, то эмоциональное состояние более длительно. Часто эмоциональное состояние является следствием невозможности для эмоции найти должную разрядку. Например, если человек испытал "укол тревоги", но не смог разобраться в том, что же его именно беспокоит, что же именно он способен сделать, то тревога как эмоция может перейти в тревогу как состояние. Часто эмоциональное состояние является "хвостом", "отголоском" породившей эмоции. Если человек испытал сильную радость (эмоцию), то затем довольно длительное время (до нескольких дней) у него может быть приподнятое радостное настроение (состояние).
Страсть
Страсть тоже некоторые авторы относят к самостоятельному эмоциональному переживанию. По своему характеру страсть - это что-то вроде аффекта, только более растянутое во времени переживание. С. Л. Рубинштейн: "Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели" (Рубинштейн С.Л., 1998).
Настроение
Настроение - общий эмоциональный окрас поведения человека. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Основная суть настроения - обобщенная (валовая, если можно так сказать) оценка текущей ситуации. Если ситуация удовлетворительная, то исчезает настороженность, поведение становится более спонтанным - то есть какое-то время можно действовать так, как хочется, а не так, как надо. Это и есть хорошее настроение. Если ситуация неудовлетворительная, появляется и не исчезает настороженность, поведение становится направленным на ликвидацию угроз, явных и потенциальных, жить приходится так, как надо. Это и есть плохое настроение.
Настроение довольно инертно. Особенно это касается перехода из плохого настроения в хорошее. Как известно, испортить настроение значительно легче, чем поднять его. Даже если действие угрожающих факторов уже давно сведено на нет, инстинктивно человек продолжает еще какое-то время "быть начеку".
Положительные эмоции во время хорошего настроения - фактически есть плата за успешное преодоление проблемной ситуации ("ты успешно решил проблему - поэтому ты молодец"). Отрицательные эмоции во время плохого настроения - дополнительная мотивация к тому, чтобы человек быстрее справился с проблемной ситуацией.
Так это задумано природой. Человек, конечно, как существо разумное научился манипулировать своим настроением. Наркотики, азартные игры и другие аддикции позволяют на время забыть про проблемы, снизить тревожность, создать на время иллюзию того, что все нормально, и тем самым поднять настроение. Помогает и погружение в атмосферу коллективного веселья. Когда все вокруг веселятся - это признак того, что все идет нормально. Плохо только то, что забытая проблема не есть решенная проблема. И манипулирование своим настроением есть на самом деле раскачивание маятника настроения. Чем веселее сегодня, тем грустнее завтра.
azps.ru/articles/cmmn/vidy_emocionalynyh_perezhivaniy.html