Kapral
Корифей
«В момент, когда ты вошёл в мир форм, возникла лестница, чтобы сбежать».
АН-НААР
Слово «Эннеаграмма» происходит от греческих слов ennea (девять) и grammos (знак, точка, пункт, место).
Прежде чем дойти до нас, Эннеаграмма прошла сквозь века. Ведь во все времена люди, неудовлетворенные собственным состоянием и положением, искали ответы на вопросы от жизни и смерти.
Первая эпическая песнь, шумерский эпос о Гильгамеше, датируется примерно 4500 годом до н.э. В это же время в Школе Мистерий в Месопотамии стал известен секрет бессмертия. Этот секрет передавался из уст в уста, от учителя ученику, из поколения в поколение, пока не дошел до Зороастра, Пифагора и Сиддхартхе (который в последствии стал Буддой). Узнав секрет, каждый из них возвратился в свою страну. Последователи этой традиции эмигрировали на север, в Бухару, примерно тысячу лет назад.
В 15 веке арабские математики, воспитанные на этом учении, открывают ноль, десятичную систему исчисления, а так же освещают в своих работах две удивительные формулы: закон трех и закон семи. Математические выкладки, основанные на этих двух сакральных цифрах, описывают бесконечность и происхождение всех вещей.
Закон трёх, или закон триады
При делении 1 на 3 получается периодическая дробь 0,3333333333…, цифра 3 после запятой повторяется до бесконечности. Символика деления одного числа на другое заключается в подчинении делимого числа определённым законам, свойственным делителю. Так, подчиняя (1), рассматривая её с точки зрения отдельно взятого закона, называемого законом триады (или законом трёх), мы отдаём себе отчёт в том, что на самом деле не существует разницы между этой единицей (1) и троицей (3), которая является её частью. В этом состоит тайна христианской Троицы: три составляющие (Отец, Сын, Святой Дух) на самом деле едины.
Закон триады или закон трёх лежит в основе любого Творения. Событие не может произойти, вещь не может появиться, если не произойдёт объединение трёх сил или импульсов. Первая сила, активная сила, сила творения, также называется утверждающей силой. Вторая сила – принимающая, пассивная, называется силой отрицания. Третья сила, уравновешивающая, называется силой примирения.
Если человек пристально посмотрит на природу любой вещи в этом мире, он везде найдёт эти три силы. Закон трёх также присутствует во многих работах великих мастеров искусства.
Закон семи, закон проявления в творении
При делении 1 на 7 получается дробь 0,142857142857142857… с бесконечным числом знаков после запятой, при этом сочетание цифр 142857 повторяется до бесконечности.
Попробуем разделить на 7 другие числа:
2/7 = 0,285714285714285714285714….
3/7 = 0,4285714285714285714285771….
4/7 = 0,571428571428571428571428….
5/7 = …и так далее…
При каждом делении числа, не кратного 7, на 7 получается бесконечно повторяющаяся последовательность цифр 142857. Отметим, что данная периодическая дробь не содержит цифры 3 или кратных ей 6 и 9.
Единое, трансформируясь и эволюционируя со временем, делится на семь 1/7=0,142857142857142857…, что выражается шестиугольником особой формы, линии которого пересекаются в трёх точках. Последовательность цифр после запятой продолжается бесконечно, и эта последовательность выражена в шестиугольнике, по линиям которого можно «перемещаться» до бесконечности. В этой фигуре заключён смысл вечного движения жизни, которое объясняется ещё одним законом, законом октавы. Жизнь также находится в процессе постоянного движения, проходя через определённую последовательность этапов, без которых творение неминуемо было бы заморожено, обездвижено, мёртво.
Движение может происходить в направлении 142857142857142857…, то есть в направлении деградации или разрушении (дезинтеграции) эннеатипов или в направлении 758241758241…, то есть в направлении эволюции или созидания (интеграции) эннеатипов, в направлении, которое позволяет приобретать лучшие качества, что мы в последствии увидим, когда будем подробно рассматривать каждый из девяти эннеатипов.
Наше нотное письмо, созданное Фра Гвидо Ареццо, состоит из семи нот: До, Ре. Ми, Фа, Соль. Ля, Си, - и двух интервалов между Ми и Фа, а также между Си и До. Таким образом, и здесь присутствует цифра 9 (7+2 интервала), связанная с Эннеаграммой.
Отметим также, что при делении 1 на 9 получается периодическая дробь 0,11111111…. Таким образом, символически, углубляя законы Эннеаграммы, мы возвращаемся к Единству, целостности.
Символ Эннеаграммы
Символ Эннеаграммы состоит из следующих фигур:
• Изначального Единства, Целого, Космоса, Вселенной, выраженной в форме круга.
• Триады, выраженной в форме максимально сбалансированной геометрической фигуры, равностороннего треугольника, объединяющего вершины 3,6,9.
• Единое, трансформируясь и эвоционируя со временем, делится на семь 1/7=0,142857142857142857…, что символизирует вечное движение жизни, выраженное шестиугольником (гексаграммой).
Из трёх объединенных фигур – круга, треугольника и гексаграммы – состоит известный в настоящее время символ Эннеаграммы (рис. 1)
Неудивительно, что существует столько связей между Эннеаграммой и Каббалой, христианским Евангелиями, буддизмом и исламом! Каждая из этих традиций в свойственной ей манере и своими словами выражает одно и то же. Да, бессмертие существует, во всяком случае, бессмертие души, при условии, что человек выходит из обычного состояния и идёт по стопам тех, кто уже прошел до нас по Пути, именуемых Моисеем, Буддой, Иисусом или Мухаммедом. Каждый тип Эннеаграммы несет в себе божественную искру, необходимо приподнять завесу, которая её затуманивает и скрывает.
Суфии, считавшие, что существование распространяется далеко за рамки привычного нам течении времени, оказали влияние на многих христианских мистиков, среди которых одним из наиболее известных был Франциск Ассизский. Именно суфийское братство Накшианди, хранители этого Знания, подарили миру Эннеаграмму, а затем это знание было адаптировано под современные общественные реалии сначала Гурджиевым в 1920 г., затем Оскаром Ихазо (Ариканский институт) в 1950 г. и, чуть позднее, Клаудио Наранхо.
Нам бы не хотелось, чтобы Эннеаграмма превратилась в модное во всем мире увлечение или в простую систему классификации типов, в психологический метод. Люди, посвятившие нас в это учение, те из них, кто ещё жив, не всегда согласны с тем, как трактуется и используется этот символ в наши дни. Подчас о нем пишут не вполне компетентные люди. Вместе с тем, знание продолжает жить, развиваться, и каждый из нас может исследовать тайны, которые скрывает этот символ, чтобы шагнуть за порог очевидного, выйти за рамки психологии – этапа необходимого, но не последнего.
Несмотря на то, что Эннеаграмма в том виде, в котором ее преподают в наши дни, довольно сильно отличается от первоисточников, она остается одним из наиболее захватывающих наиболее точных, действенных методов самопознания. Качество бытия того, кто обучает, более значимо, чем его компетентность в передаче этого знания, поскольку для того, чтобы быть усвоенным, это Знание не должно остаться просто теорией – оно должно быть включено, интегрировано в повседневную жизнь, оно должно быть живым.
Сущность и Личность. Позитивная и ложная личность. (Колин д. Обре)
Сущность
Человек приходит в этот мир, наделенный базовой структурой, именуемой Сущностью, иногда так же называемой Душой. Эта Сущность содержит весь потенциал человека, его историю, все, что называется его становлением. СУЩНОСТЬ – ЭТО ТО, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ.
В самом раннем детстве Сущность человека медленно развивается. Можно было бы сравнить ее с только что посаженным в землю и едва проросшим семечком, стремящимся проникнуть сквозь слой почвы, чтобы сперва стать ростком, а затем, возможно, когда-нибудь стать красивым деревом. Это семечко желает жить и развиваться, но это достижимо, если оно попало в плодородную почву.
От родителей и других учителей человек получает первичное воспитание, набор обусловленностей, которые формируют его Личность.
Чтобы позволить Сущности развиться, используя все положительные качества, достоинства и умения Личности, необходим второй этап образования, сознательный и добровольный.
Обусловленность
Абстрагируясь от каких бы то ни было определений добра и зла, можно сказать, что обусловленность – это реальность, которая навязана, внушена каждому человеку – никто не может ее избежать. Наше восприятие мира в обязательном порядке зависит от семьи, которая нас воспитала, от предков, от страны, культуры и религии, которые помогали нам расти. С большей или меньшей любовью, совершив много или мало ошибок, наши родители сделали из нас взрослых людей, интегрированных в социальную среду. Наша обусловленность делает нас похожими на других людей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном плане, помогая нам влиться в социум.
- В физическом плане, например, западный человек никогда не оденется как туземец: образ жизни, климат и опасности, поджидающие его в городе, заставляют его носить теплые, защищающие от непогоды вещи. Человек так же сильно ограничен в возможности выбора еды, наилучшим образом подходящей для человеческого организма. Едим мы слишком много, достаточно или мало, зависит от того к чему мы привыкли, и в значительной степени от того, в какой среде мы родились.
- В эмоциональном плане мы можем вырасти более или менее душевными, открытыми, восприимчивыми к искусству и к понятию красоты, более или менее творческими, во многом это обусловлено семейными традициями и образованием, полученным в школе.
- В интеллектуальном плане мы приобретаем определенный набор ценностей и убеждений, которым может, в частности, относится и отрицание, отторжение всяких ценностей. Наше восприятие мира может со временем развиваться, и даже меняться кардинальным образом, однако в то же время оно ограничено тем, что мы способны понять в данный момент.
Сущность перестает развиваться
Мало-помалу, прикрываясь все большими слоями обусловленностей, Сущность перестает развиваться. Ребенок превращается во взрослого человека, запрограммированного с ног до головы, который, тем не менее, ощущает себя свободным. В лучшем случае правильное воспитание позволит ему жить счастливо до самой смерти. Если же воспитание неудачное, то человек начнет переживать, чувствовать себя будто запертым в лабиринте, отчаявшимся найти выход. В худшем случае человек не видит никакой причины для того чтобы начать меняться, совершенно не догадываясь о своем заточении.
Хочет того человек или нет, жизнь обычно берет инициативу и призывает его к порядку. Чаще всего, человек осознает это путем страданий и переживаний, приходя к выводу, что он «больше не капитан своего корабля: им управляет случай, его счастье зависит от внешних условий, на которые он не может или почти не может повлиять».
Позитивная личность
Положительную сторону нашего воспитания, нашей обусловленности, мы назовем ПОЗИТИВНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Позитивная личность состоит из качеств, развитых благодаря разумному и доброжелательному воспитанию. Имеется в виду не только воспитание, которое дается человеку в школе и образовательных учреждениях, но и самовоспитание, полученное в результате жизненного опыта.
НАША СУЩНОСТЬ ПИТАЕТСЯ. НАБИРАЕТСЯ СИЛ, АКТИВИРУЕТСЯ, КОГДА РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПРОИСХОДИТ ГАРМОНИЧНО.
- В физическом плане залогом такого развития может послужить здоровое питание, занятия спортом, способствующее развитию гибкости, присутствие командного духа и трудолюбие, а так же гармоничная сексуальная жизнь.
- В эмоциональном плане благоприятному развитию позитивной личности может содействовать способность прислушиваться к собственным эмоциям и эмоциям окружающих. Работа с негативными эмоциями (страх, гнев, печаль, ревность) постепенно порождает чувство легкости и внутренней свободы. Со временем все больший интерес появляется к возвышенным, благородным чувствам по отношению к миру и окружающим людям. Эмоциональный центр так же получает подпитку благодаря развитию творческих способностей и определенной восприимчивости к искусству.
- В интеллектуальном плане развитие личности происходит благодаря достижению достаточного уровня общей культуры, что позволяет человеку критически мыслить, способствует развитию анализа и синтеза, а так же возможности самостоятельно оценивать те или иные события.
Ложная личность
Отрицательную сторону нашего воспитания, нашей обусловленности, мы назовём ЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Ложная личность состоит из всевозможных ограничений, препятствий в каждом из трёх аспектов:
• В физическом плане ограничения могу быть вызваны пробелами в образовании, физической подготовке, несбалансированным питанием, преимущественно сидячим образом жизни, небрежным отношением к удовлетворению жизненных потребностей…
• В эмоциональном плане речь идёт о естественной склонности к негативным чувствам, возникающей в результате протеста или подражания: страху, печали, гневу, склонности к чрезмерным размышлениям о прошлом и боязни будущего, злопамятности, чувству вины и т.д.
• К прочим ограничениям, препятствующим саморазвитию, относятся чрезмерная грубость, безразличие к искусству и красоте. В интеллектуальном плане среди возможных ограничений можно отметить отсутствие интереса к обучению, недостаток любопытства и желания докопаться до сути проблемы, чтобы её понять, большое количество априорных рассуждений (навязчивых идей, стереотипов), ограниченное восприятие жизни и отсутствие мотивации в его расширении по причине лени, гордости, страха и т.д.
Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что действуем на основе трёх в той или иной степени развитых центров (физического, эмоционального, интеллектуального), каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны, свои ограничения. Кроме того, один из этих центров доминирует, как если бы мы опирались преимущественно на одну ногу, которая была бы развита сильнее, чем другая, и от этого прихрамывали. Примечательно то, что ложная личность склонна опираться на доминирующий, ведущий центр, а не развивать второстепенные, что могло бы привести к лучшему функционированию последних и к более гармоничному состоянию в целом. Так, к примеру, если человек чувствует себя хорошо, вкладывая усилия в физическое развитие, он будет продолжать развивать этот центр, в то время как было бы полезно развивать и интеллектуальный центр, который подчас остаётся без внимания.
Таким образом, обусловленный и усыпленный своим воспитанием, человек рождается, живет и умирает по заданной схеме, как и все вокруг, с переменным успехом, направляемый случаем, слепой и глухой к истинной жизни, жизни своей Сущности.
Чтобы покинуть пресловутую пещеру, описанную Платоном, необходимо, в первую очередь, осознать сам факт нахождения в ней и принять этот факт как реальность. С этого момента у нас есть выбор между двумя альтернативами:
• Оставить всё как есть, предоставив часам отсчитывать песчинку за песчинкой, неизбежно получая от жизни все новые и новые порции страданий и неудовлетворенности, осознанных или нет.
• Начать «ваять» свою душу, осознанно, прикладывая усилия, добровольно приняв решение развиваться и совершенствоваться. Таким образом, может начаться второе воспитание (второе рождение) Сущности.
Во что превращается сущность?
Скрытая за многими слоями позитивной личности и ложной личности, Сущность постоянно, на протяжении длительного времени ищет возможность проявляться и расти. Однако, если ей не будет хватать необходимой подпитки, она может зачахнуть и полностью исчезнуть (по Гурджиеву). Это состояние соответствует тому, что в христианской мифологии называется Адом и подразумевает, как это описано в «Божественной комедии» Данте, невозможность контакта с Абсолютом или Божественным.
Как распознать зов Сущности?
• Когда мы чувствуем ностальгию (как будто нам чего-то недостаёт), несмотря на кажущееся благополучие и достижение поставленных целей.
• Когда мы благоговеем перед красотой природы, восхищаемся ею.
• Когда мы тянемся к красоте, к истине, к правде, к добру.
• Когда мы распознаем «священное» в самых обычных вещах и поступках.
• Когда наши отношения полны благородства и уважения.
• Когда у нас появляется необходимость давать, ничего не требуя взамен.
• Когда наше сердце переполняется нежностью по отношению к ребенку, человеку или даже животному без всякого желания им обладать.
• Когда мы ощущаем глубокую радость и уверенность в том, что внешние обстоятельства не изменятся к худшему.
Это лишь немногие примеры того, как наша Сущность может подавать нам сигналы сквозь прочные покрывала наших обусловленностей.
Сущность развивается только при выполнении двух условий:
• Искать истину, постепенно сбрасывая один за другим слои ложной личности путем самонаблюдения.
• Познавать красоту во всех ее проявлениях через раскрытие качеств сердца.
Человек не находится в прямом контакте с истинной высшей природой своего эннеатипа. Именно благодаря Сущности личность человека отражает архетипичные качества каждого из эннеатипов. Чтобы позволить Сущности расти и развиваться, мы должны наблюдать за собой, что, в свою очередь, требует определенного упорства.
Описание типов Эннеаграммы в том виде, в котором оно представлено в этой книге, - первый шаг к осознанию себя, при этом речь не идет ни о самообладании, ни о самокритике. Речь идет о том, чтобы просто видеть то, что есть. Мы учимся наблюдать так, чтобы между нами и объектом наблюдения не было ничего, ни единой мысли, ни анализа, ни осуждения. Непростая задача, требующая времени…
Еще одно важное условие состоит в том, чтобы найти и распознать в себе присутствие Сущности и принять решение сделать все, чтобы ее разбудить. Мы надеемся, что эта книга поможет ответить на зов Сущности посредством метода самопознания, предлагаемого Эннеаграммой.
Роль психологии Эннеаграммы в развитии Сущности
Девять типов обусловленностей
Психология Эннеаграммы подразумевает наличие девяти основных типов обусловленностей, можно сказать, внушений, принуждений нас к определенному типу поведения, реакциям. В психоанализе употребляется термин «компульсия» (от лат. Compulsion – принуждение) – поведение, мотивированное факторами, которые вынуждают человека действовать против его воли, психологическое состояние. При котором человек чувствует себя вынужденным что-то делать. Это неосознанный механизм, управляющий частью нашей жизни. Можно сказать, что вся наша Личность построена на основе такой «компульсии», состоящей из ряда элементов:
• На уровне ложной личности: страсть, гордыня, стереотипы мышления, стремление избежать чего-либо.
• На уровне позитивной личности: способности и таланты.
Наша жизнь напоминает работу машины, в которой множество деталей связано друг с другом. Эта машина работает на уникальном топливе, называемом «черты характера». Существует пять основных черт: гордыня, ложь, сексуальная невоздержанность, страх и жадность. Вокруг них выстраиваются вторичные, очень активные качества: комплекс неполноценности, стремление доминировать, эгоцентризм, лень, фантазии, своенравие, упрямство, наивность.
«Имя вам – Легион». Внутри нас живет множество маленьких «я», возглавляемых лидером, т.е. основной или доминирующей чертой характера.
Психология Эннеаграммы учит нас, что, в зависимости от нашего типа и в результате образования и приобретения опыта, некоторые «я» имеют тенденцию проявляться сильнее других, что характеризует нас в отношениях с другими людьми, с самим собой и даже влияет на то, как мы выглядим.
АН-НААР
Слово «Эннеаграмма» происходит от греческих слов ennea (девять) и grammos (знак, точка, пункт, место).
Прежде чем дойти до нас, Эннеаграмма прошла сквозь века. Ведь во все времена люди, неудовлетворенные собственным состоянием и положением, искали ответы на вопросы от жизни и смерти.
Первая эпическая песнь, шумерский эпос о Гильгамеше, датируется примерно 4500 годом до н.э. В это же время в Школе Мистерий в Месопотамии стал известен секрет бессмертия. Этот секрет передавался из уст в уста, от учителя ученику, из поколения в поколение, пока не дошел до Зороастра, Пифагора и Сиддхартхе (который в последствии стал Буддой). Узнав секрет, каждый из них возвратился в свою страну. Последователи этой традиции эмигрировали на север, в Бухару, примерно тысячу лет назад.
В 15 веке арабские математики, воспитанные на этом учении, открывают ноль, десятичную систему исчисления, а так же освещают в своих работах две удивительные формулы: закон трех и закон семи. Математические выкладки, основанные на этих двух сакральных цифрах, описывают бесконечность и происхождение всех вещей.
Закон трёх, или закон триады
При делении 1 на 3 получается периодическая дробь 0,3333333333…, цифра 3 после запятой повторяется до бесконечности. Символика деления одного числа на другое заключается в подчинении делимого числа определённым законам, свойственным делителю. Так, подчиняя (1), рассматривая её с точки зрения отдельно взятого закона, называемого законом триады (или законом трёх), мы отдаём себе отчёт в том, что на самом деле не существует разницы между этой единицей (1) и троицей (3), которая является её частью. В этом состоит тайна христианской Троицы: три составляющие (Отец, Сын, Святой Дух) на самом деле едины.
Закон триады или закон трёх лежит в основе любого Творения. Событие не может произойти, вещь не может появиться, если не произойдёт объединение трёх сил или импульсов. Первая сила, активная сила, сила творения, также называется утверждающей силой. Вторая сила – принимающая, пассивная, называется силой отрицания. Третья сила, уравновешивающая, называется силой примирения.
Если человек пристально посмотрит на природу любой вещи в этом мире, он везде найдёт эти три силы. Закон трёх также присутствует во многих работах великих мастеров искусства.
Закон семи, закон проявления в творении
При делении 1 на 7 получается дробь 0,142857142857142857… с бесконечным числом знаков после запятой, при этом сочетание цифр 142857 повторяется до бесконечности.
Попробуем разделить на 7 другие числа:
2/7 = 0,285714285714285714285714….
3/7 = 0,4285714285714285714285771….
4/7 = 0,571428571428571428571428….
5/7 = …и так далее…
При каждом делении числа, не кратного 7, на 7 получается бесконечно повторяющаяся последовательность цифр 142857. Отметим, что данная периодическая дробь не содержит цифры 3 или кратных ей 6 и 9.
Единое, трансформируясь и эволюционируя со временем, делится на семь 1/7=0,142857142857142857…, что выражается шестиугольником особой формы, линии которого пересекаются в трёх точках. Последовательность цифр после запятой продолжается бесконечно, и эта последовательность выражена в шестиугольнике, по линиям которого можно «перемещаться» до бесконечности. В этой фигуре заключён смысл вечного движения жизни, которое объясняется ещё одним законом, законом октавы. Жизнь также находится в процессе постоянного движения, проходя через определённую последовательность этапов, без которых творение неминуемо было бы заморожено, обездвижено, мёртво.
Движение может происходить в направлении 142857142857142857…, то есть в направлении деградации или разрушении (дезинтеграции) эннеатипов или в направлении 758241758241…, то есть в направлении эволюции или созидания (интеграции) эннеатипов, в направлении, которое позволяет приобретать лучшие качества, что мы в последствии увидим, когда будем подробно рассматривать каждый из девяти эннеатипов.
Наше нотное письмо, созданное Фра Гвидо Ареццо, состоит из семи нот: До, Ре. Ми, Фа, Соль. Ля, Си, - и двух интервалов между Ми и Фа, а также между Си и До. Таким образом, и здесь присутствует цифра 9 (7+2 интервала), связанная с Эннеаграммой.
Отметим также, что при делении 1 на 9 получается периодическая дробь 0,11111111…. Таким образом, символически, углубляя законы Эннеаграммы, мы возвращаемся к Единству, целостности.
Символ Эннеаграммы
Символ Эннеаграммы состоит из следующих фигур:
• Изначального Единства, Целого, Космоса, Вселенной, выраженной в форме круга.
• Триады, выраженной в форме максимально сбалансированной геометрической фигуры, равностороннего треугольника, объединяющего вершины 3,6,9.
• Единое, трансформируясь и эвоционируя со временем, делится на семь 1/7=0,142857142857142857…, что символизирует вечное движение жизни, выраженное шестиугольником (гексаграммой).
Из трёх объединенных фигур – круга, треугольника и гексаграммы – состоит известный в настоящее время символ Эннеаграммы (рис. 1)

Неудивительно, что существует столько связей между Эннеаграммой и Каббалой, христианским Евангелиями, буддизмом и исламом! Каждая из этих традиций в свойственной ей манере и своими словами выражает одно и то же. Да, бессмертие существует, во всяком случае, бессмертие души, при условии, что человек выходит из обычного состояния и идёт по стопам тех, кто уже прошел до нас по Пути, именуемых Моисеем, Буддой, Иисусом или Мухаммедом. Каждый тип Эннеаграммы несет в себе божественную искру, необходимо приподнять завесу, которая её затуманивает и скрывает.
Суфии, считавшие, что существование распространяется далеко за рамки привычного нам течении времени, оказали влияние на многих христианских мистиков, среди которых одним из наиболее известных был Франциск Ассизский. Именно суфийское братство Накшианди, хранители этого Знания, подарили миру Эннеаграмму, а затем это знание было адаптировано под современные общественные реалии сначала Гурджиевым в 1920 г., затем Оскаром Ихазо (Ариканский институт) в 1950 г. и, чуть позднее, Клаудио Наранхо.

Нам бы не хотелось, чтобы Эннеаграмма превратилась в модное во всем мире увлечение или в простую систему классификации типов, в психологический метод. Люди, посвятившие нас в это учение, те из них, кто ещё жив, не всегда согласны с тем, как трактуется и используется этот символ в наши дни. Подчас о нем пишут не вполне компетентные люди. Вместе с тем, знание продолжает жить, развиваться, и каждый из нас может исследовать тайны, которые скрывает этот символ, чтобы шагнуть за порог очевидного, выйти за рамки психологии – этапа необходимого, но не последнего.

Несмотря на то, что Эннеаграмма в том виде, в котором ее преподают в наши дни, довольно сильно отличается от первоисточников, она остается одним из наиболее захватывающих наиболее точных, действенных методов самопознания. Качество бытия того, кто обучает, более значимо, чем его компетентность в передаче этого знания, поскольку для того, чтобы быть усвоенным, это Знание не должно остаться просто теорией – оно должно быть включено, интегрировано в повседневную жизнь, оно должно быть живым.
Сущность и Личность. Позитивная и ложная личность. (Колин д. Обре)
Сущность
Человек приходит в этот мир, наделенный базовой структурой, именуемой Сущностью, иногда так же называемой Душой. Эта Сущность содержит весь потенциал человека, его историю, все, что называется его становлением. СУЩНОСТЬ – ЭТО ТО, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ.
В самом раннем детстве Сущность человека медленно развивается. Можно было бы сравнить ее с только что посаженным в землю и едва проросшим семечком, стремящимся проникнуть сквозь слой почвы, чтобы сперва стать ростком, а затем, возможно, когда-нибудь стать красивым деревом. Это семечко желает жить и развиваться, но это достижимо, если оно попало в плодородную почву.
От родителей и других учителей человек получает первичное воспитание, набор обусловленностей, которые формируют его Личность.
Чтобы позволить Сущности развиться, используя все положительные качества, достоинства и умения Личности, необходим второй этап образования, сознательный и добровольный.
Обусловленность
Абстрагируясь от каких бы то ни было определений добра и зла, можно сказать, что обусловленность – это реальность, которая навязана, внушена каждому человеку – никто не может ее избежать. Наше восприятие мира в обязательном порядке зависит от семьи, которая нас воспитала, от предков, от страны, культуры и религии, которые помогали нам расти. С большей или меньшей любовью, совершив много или мало ошибок, наши родители сделали из нас взрослых людей, интегрированных в социальную среду. Наша обусловленность делает нас похожими на других людей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном плане, помогая нам влиться в социум.
- В физическом плане, например, западный человек никогда не оденется как туземец: образ жизни, климат и опасности, поджидающие его в городе, заставляют его носить теплые, защищающие от непогоды вещи. Человек так же сильно ограничен в возможности выбора еды, наилучшим образом подходящей для человеческого организма. Едим мы слишком много, достаточно или мало, зависит от того к чему мы привыкли, и в значительной степени от того, в какой среде мы родились.
- В эмоциональном плане мы можем вырасти более или менее душевными, открытыми, восприимчивыми к искусству и к понятию красоты, более или менее творческими, во многом это обусловлено семейными традициями и образованием, полученным в школе.
- В интеллектуальном плане мы приобретаем определенный набор ценностей и убеждений, которым может, в частности, относится и отрицание, отторжение всяких ценностей. Наше восприятие мира может со временем развиваться, и даже меняться кардинальным образом, однако в то же время оно ограничено тем, что мы способны понять в данный момент.
Сущность перестает развиваться
Мало-помалу, прикрываясь все большими слоями обусловленностей, Сущность перестает развиваться. Ребенок превращается во взрослого человека, запрограммированного с ног до головы, который, тем не менее, ощущает себя свободным. В лучшем случае правильное воспитание позволит ему жить счастливо до самой смерти. Если же воспитание неудачное, то человек начнет переживать, чувствовать себя будто запертым в лабиринте, отчаявшимся найти выход. В худшем случае человек не видит никакой причины для того чтобы начать меняться, совершенно не догадываясь о своем заточении.
Хочет того человек или нет, жизнь обычно берет инициативу и призывает его к порядку. Чаще всего, человек осознает это путем страданий и переживаний, приходя к выводу, что он «больше не капитан своего корабля: им управляет случай, его счастье зависит от внешних условий, на которые он не может или почти не может повлиять».
Позитивная личность
Положительную сторону нашего воспитания, нашей обусловленности, мы назовем ПОЗИТИВНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Позитивная личность состоит из качеств, развитых благодаря разумному и доброжелательному воспитанию. Имеется в виду не только воспитание, которое дается человеку в школе и образовательных учреждениях, но и самовоспитание, полученное в результате жизненного опыта.
НАША СУЩНОСТЬ ПИТАЕТСЯ. НАБИРАЕТСЯ СИЛ, АКТИВИРУЕТСЯ, КОГДА РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ПРОИСХОДИТ ГАРМОНИЧНО.
- В физическом плане залогом такого развития может послужить здоровое питание, занятия спортом, способствующее развитию гибкости, присутствие командного духа и трудолюбие, а так же гармоничная сексуальная жизнь.
- В эмоциональном плане благоприятному развитию позитивной личности может содействовать способность прислушиваться к собственным эмоциям и эмоциям окружающих. Работа с негативными эмоциями (страх, гнев, печаль, ревность) постепенно порождает чувство легкости и внутренней свободы. Со временем все больший интерес появляется к возвышенным, благородным чувствам по отношению к миру и окружающим людям. Эмоциональный центр так же получает подпитку благодаря развитию творческих способностей и определенной восприимчивости к искусству.
- В интеллектуальном плане развитие личности происходит благодаря достижению достаточного уровня общей культуры, что позволяет человеку критически мыслить, способствует развитию анализа и синтеза, а так же возможности самостоятельно оценивать те или иные события.
Ложная личность
Отрицательную сторону нашего воспитания, нашей обусловленности, мы назовём ЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Ложная личность состоит из всевозможных ограничений, препятствий в каждом из трёх аспектов:
• В физическом плане ограничения могу быть вызваны пробелами в образовании, физической подготовке, несбалансированным питанием, преимущественно сидячим образом жизни, небрежным отношением к удовлетворению жизненных потребностей…
• В эмоциональном плане речь идёт о естественной склонности к негативным чувствам, возникающей в результате протеста или подражания: страху, печали, гневу, склонности к чрезмерным размышлениям о прошлом и боязни будущего, злопамятности, чувству вины и т.д.
• К прочим ограничениям, препятствующим саморазвитию, относятся чрезмерная грубость, безразличие к искусству и красоте. В интеллектуальном плане среди возможных ограничений можно отметить отсутствие интереса к обучению, недостаток любопытства и желания докопаться до сути проблемы, чтобы её понять, большое количество априорных рассуждений (навязчивых идей, стереотипов), ограниченное восприятие жизни и отсутствие мотивации в его расширении по причине лени, гордости, страха и т.д.
Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что действуем на основе трёх в той или иной степени развитых центров (физического, эмоционального, интеллектуального), каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны, свои ограничения. Кроме того, один из этих центров доминирует, как если бы мы опирались преимущественно на одну ногу, которая была бы развита сильнее, чем другая, и от этого прихрамывали. Примечательно то, что ложная личность склонна опираться на доминирующий, ведущий центр, а не развивать второстепенные, что могло бы привести к лучшему функционированию последних и к более гармоничному состоянию в целом. Так, к примеру, если человек чувствует себя хорошо, вкладывая усилия в физическое развитие, он будет продолжать развивать этот центр, в то время как было бы полезно развивать и интеллектуальный центр, который подчас остаётся без внимания.
Пример Анны П.: «В нашей семье основное внимание всегда уделялось удовлетворению физических потребностей. В период войны мои родители едва сводили концы с концами, и неудивительно, что счастье у них ассоциировалось с ощущением сытости и отсутствие материальных проблем. Изучение искусства воспринималось как потеря времени, проявление чувств, считалось уделом слабых и чуть ли не опасным делом. Если образование и считалось необходимым, особенно для мальчиков, единственной его целью было получение «хорошей» профессии, например, государственного служащего, что являлось гарантией выживания семьи в будущем. Таким образом, практически все моменты в жизни семьи, которые считались важными и всеми ожидались с предвкушением, касались либо еды, либо удовлетворения прочих сиюминутных физических потребностей. Мне понадобились долгие годы, чтобы «подтянуть» два заброшенных центра до минимально приемлемого уровня и понять, что у меня есть другие таланты, кроме готовки, вязания и работы по дому».
Таким образом, обусловленный и усыпленный своим воспитанием, человек рождается, живет и умирает по заданной схеме, как и все вокруг, с переменным успехом, направляемый случаем, слепой и глухой к истинной жизни, жизни своей Сущности.
Чтобы покинуть пресловутую пещеру, описанную Платоном, необходимо, в первую очередь, осознать сам факт нахождения в ней и принять этот факт как реальность. С этого момента у нас есть выбор между двумя альтернативами:
• Оставить всё как есть, предоставив часам отсчитывать песчинку за песчинкой, неизбежно получая от жизни все новые и новые порции страданий и неудовлетворенности, осознанных или нет.
• Начать «ваять» свою душу, осознанно, прикладывая усилия, добровольно приняв решение развиваться и совершенствоваться. Таким образом, может начаться второе воспитание (второе рождение) Сущности.
Во что превращается сущность?
Скрытая за многими слоями позитивной личности и ложной личности, Сущность постоянно, на протяжении длительного времени ищет возможность проявляться и расти. Однако, если ей не будет хватать необходимой подпитки, она может зачахнуть и полностью исчезнуть (по Гурджиеву). Это состояние соответствует тому, что в христианской мифологии называется Адом и подразумевает, как это описано в «Божественной комедии» Данте, невозможность контакта с Абсолютом или Божественным.
Как распознать зов Сущности?
• Когда мы чувствуем ностальгию (как будто нам чего-то недостаёт), несмотря на кажущееся благополучие и достижение поставленных целей.
• Когда мы благоговеем перед красотой природы, восхищаемся ею.
• Когда мы тянемся к красоте, к истине, к правде, к добру.
• Когда мы распознаем «священное» в самых обычных вещах и поступках.
• Когда наши отношения полны благородства и уважения.
• Когда у нас появляется необходимость давать, ничего не требуя взамен.
• Когда наше сердце переполняется нежностью по отношению к ребенку, человеку или даже животному без всякого желания им обладать.
• Когда мы ощущаем глубокую радость и уверенность в том, что внешние обстоятельства не изменятся к худшему.
Это лишь немногие примеры того, как наша Сущность может подавать нам сигналы сквозь прочные покрывала наших обусловленностей.
Сущность развивается только при выполнении двух условий:
• Искать истину, постепенно сбрасывая один за другим слои ложной личности путем самонаблюдения.
• Познавать красоту во всех ее проявлениях через раскрытие качеств сердца.
Человек не находится в прямом контакте с истинной высшей природой своего эннеатипа. Именно благодаря Сущности личность человека отражает архетипичные качества каждого из эннеатипов. Чтобы позволить Сущности расти и развиваться, мы должны наблюдать за собой, что, в свою очередь, требует определенного упорства.
Описание типов Эннеаграммы в том виде, в котором оно представлено в этой книге, - первый шаг к осознанию себя, при этом речь не идет ни о самообладании, ни о самокритике. Речь идет о том, чтобы просто видеть то, что есть. Мы учимся наблюдать так, чтобы между нами и объектом наблюдения не было ничего, ни единой мысли, ни анализа, ни осуждения. Непростая задача, требующая времени…
Еще одно важное условие состоит в том, чтобы найти и распознать в себе присутствие Сущности и принять решение сделать все, чтобы ее разбудить. Мы надеемся, что эта книга поможет ответить на зов Сущности посредством метода самопознания, предлагаемого Эннеаграммой.
Роль психологии Эннеаграммы в развитии Сущности
Девять типов обусловленностей
Психология Эннеаграммы подразумевает наличие девяти основных типов обусловленностей, можно сказать, внушений, принуждений нас к определенному типу поведения, реакциям. В психоанализе употребляется термин «компульсия» (от лат. Compulsion – принуждение) – поведение, мотивированное факторами, которые вынуждают человека действовать против его воли, психологическое состояние. При котором человек чувствует себя вынужденным что-то делать. Это неосознанный механизм, управляющий частью нашей жизни. Можно сказать, что вся наша Личность построена на основе такой «компульсии», состоящей из ряда элементов:
• На уровне ложной личности: страсть, гордыня, стереотипы мышления, стремление избежать чего-либо.
• На уровне позитивной личности: способности и таланты.
Наша жизнь напоминает работу машины, в которой множество деталей связано друг с другом. Эта машина работает на уникальном топливе, называемом «черты характера». Существует пять основных черт: гордыня, ложь, сексуальная невоздержанность, страх и жадность. Вокруг них выстраиваются вторичные, очень активные качества: комплекс неполноценности, стремление доминировать, эгоцентризм, лень, фантазии, своенравие, упрямство, наивность.
«Имя вам – Легион». Внутри нас живет множество маленьких «я», возглавляемых лидером, т.е. основной или доминирующей чертой характера.
Пример. Утром ленивый «я» не хочет вставать. Вдруг «я», который боится опоздать на работу, принимает эстафету и заставляет меня вскочить с постели. В этом ему помогают двое других «я», торопливый и нетерпеливый. Во время завтрака «я» - перфекционист отмечает, что кофе закончился, а времени на то, чтобы приготовить уже нет. Он зовет «я» раздраженного и «я» - обвинителя, и эти три «я» от души критикуют хозяйку дома, а затем зовут «я» злопамятного, который начинает вынашивать план мести на вечер, но… в последующие мгновения эстафета передается «я» - холерику, который выходит на сцену, напоминая о вмятине на машине, замеченной накануне вечером.
Весь этот спектакль разворачивается в считанные минуты, при этом каждому «я» отводится совсем короткая роль, длящаяся лишь несколько секунд. Так человек и существует, бросаясь от одного «я» к другому. Но кто из этих «я» настоящий лидер? Кто командует парадом?
Психология Эннеаграммы учит нас, что, в зависимости от нашего типа и в результате образования и приобретения опыта, некоторые «я» имеют тенденцию проявляться сильнее других, что характеризует нас в отношениях с другими людьми, с самим собой и даже влияет на то, как мы выглядим.
