I. «Чудесные» каналы.
Циркуляция энергии по организму имеет принцип стройной системы, обладающей огромным количеством запасов прочности: основные каналы работают проводящими путями Ци, чудесные — ее регулировщиками. Все вместе это похоже на дорожное движение со светофорами, а на крайний случай и регулировщиками с жезлами, машущими ими с целью побыстрее разгрести особо забитые пробками места.
Основная функция 8 чудесных сосудов состоит в регуляции потоков энергии в основных 12 каналах. 12 каналов лишь проводят энергию, в то время как чудесные регулируют ее количество: если где-либо наблюдается переполнение, то они способны вбирать в себя избыток ци, если же имеет место истощение, то чудесные сосуды способны восполнить недостаток канальной ци.
«Нань-цзин» (Канон трудностей) приводит отличное сравнение 12 основных каналов с оросительными каналами, а чудесные сосуды — с водоемами, откуда в оросительные каналы поступает вода.
Когда Ци (жизненная энергия) и кровь текут в двенадцати меридианах в избыточном количестве, то происходит сброс их в восемь экстраординарных каналов для хранения.
Когда внутренней Ци недостаточно в двенадцати меридианах, она, запасенная в восьми чудесных меридианах, возвращается обратно в двенадцать регулярных меридианов. Эти двенадцать меридианов подобны рекам и каналам, а восемь чудесных меридианов подобны озерам. Таким образом, первостепенные функции восьми чудесных меридианов заключаются в том, чтобы поддерживать и регулировать двенадцать регулярных меридианов. Но восемь чудесных меридианов имеют свои собственные маршруты , чтобы принимать Ци и чтобы внутренняя Ци, запасенная в них, могла согревать органы тела изнутри и увлажнять поверхность тела снаружи.
Это же можно сравнить с работой нашей иммунной системы: известно, что раковые клетки возникают постоянно, однако до поры до времени она (иммунная система) справляется с ними, пока не наступит момент Х… Так и вся система цзин-ло: избыток и недостаток возникают постоянно вследствие стрессов, переохлаждения и некачественного питания, а в это время чудесные сосуды работают в штатном режиме, гася колебания обычной жизни, пока не наступит момент Х, т.е. то, что мы называем патологией. Она свидетельствует о непомерной нагрузке, которую не смогли потянуть чудесные каналы. Тут уже непременно надо лечить — ибо все сломалось сурово и всерьез.
Так же стоит упомянуть, тот факт, что если говорить о канонических трудах, то, конечно же, первое упоминание 8 чудесных сосудов встречается впервые в «Каноне Желтого императора о внутреннем». Однако точное время создания этого шедевра неизвестно. Зато известно кое-что другое, вполне конкретное.
При раскопках Мавангдуи* были найдены рукописи, датируемые 2 в. до н. э. К тому же периоду относится деятельность врача Шунь Ю И (216 — 150 г.г. до н. э.). Его (врача) биограф приводит ответы суду, касающиеся одного из учеников Шунь Ю И : «Я обучил его ходу основных каналов, циркуляции сосудов… и соответствующим им пульсам… и конечно я объяснил позицию акупунктурных точек». Из этого ответа однозначно следует, что теория чудесных сосудов была уже известна и применялась во врачебной практике как минимум за 2 века до Р.Х.
Чудесных каналов всего 8:
1. Внутренний, передний, срединный, чудесный меридиан жэнь-май (XIV, JM, J, VC), переднесрединный.
2. Наружный, задний, срединный, чудесный меридиан ду-май (XIII, TM, T, VG), заднесрединный.
3. Внутренний поднимающийся чудесный меридиан, чжун-май (поднимающий),
4. Наружный опоясывающий чудесный меридиан дай-май (опоясывающий),
5. Внутренний пяточный чудесный меридиан инь-цяо-май (внутренний пяточный), канал движения инь.
6. Наружный, пяточный, чудесный меридиан, ян-цяо-май (наружный пяточный), канал движения ян.
7. Внутренний поддерживающий чудесный меридиан инь-вэй-май (внутренний поддерживающий), канал, регулирующий инь.
8. Наружный, поддерживающий, чудесный меридиан, ян-вэй-май (наружный поддерживающий), канал, регулирующий ян.
II. Описание «Чудесных» меридианов.
Напоминаю, что «май» в названии канала означает собственно «сосуд».
1. Ду-май
Точка ключ: хоу-си (IG.3)
Связывающая точка: шэнь-май (V.62)
Противоболевая: фу-ян (V.59)
«Ду» в контексте названия сосуда имеет значение «военный губернатор».
Приблизительный перевод: «сосуд-губернатор/управляющий сосуд».
Функции: известен как «Море всех Ян-меридианов», управляет всеми Ян-каналами.
Траектория: проходит по задней срединной линии тела.
Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V) и сосудом Жэнь-май.
Составляет пару с чудесным каналом Ян-цзяо-май.
2. Жэнь-май
Точка ключ: ле-цюе (Р.7)
Связывающая точка: чжао-хай (R.6)
Противоболевая: цзяо-синь (R.8)
«Жень» в контексте названия сосуда имеет значения «беременность», а так же «отвечать за…». Свое название получил за то, что регулирует переполнение или нехватку Ци и крови во всех Инь-каналах и отвечает за беременность, ибо начинается в матке.
Приблизительный перевод: «ответственный сосуд/сосуд беременности».
Функции: известен как «Море всех Инь-меридианов», управляет всеми Инь-каналами.
Траектория: проходит по передней срединной линии тела.
Пересекается с: каналом желудка (E) и сосудом Ду-май.
Составляет пару с чудесным каналом Инь-цзяо-май.
3. Чун-май
Точка ключ: гунь-сунь (RР.4)
Связывающая точка: нэй-гуань (MC.6)
Противоболевая: чжу-бинь (R.9)
«Чун» в контексте названия сосуда имеет значения «проход, проходить» или «стратегически важный перекресток путей сообщения». Свое название получил за то, что проходит по путям циркуляции Ци и крови двенадцати каналов, а также «проходит» с двух сторон от пупка.
Приблизительный перевод: «проходящий сосуд/сосуд стратегического значения».
Функции: известен как «Море двенадцати каналов», «Море пяти органов цзан и шести органов фу», «Море крови».
Траектория: проходит по животу параллельно передней срединной линии.
Пересекается с: каналом почек (R).
Составляет пару с чудесным каналом Инь-вэй-май.
4. Дай-май
Точка ключ: цзу-линь-ци (VB.41)
Связывающая точка: вай-гуань (TR.5)
Противоболевая: ян-цзяо (VB.35)
«Дай» в контексте названия сосуда имеет значение «пояс, кушак». Свое название получил за то, что опоясывает тело в районе талии.
Приблизительный перевод: «опоясывающий сосуд».
Функции: связывает воедино двенадцать каналов и восемь сосудов.
Траектория: опоясывает туловище в талии.
Пересекается с: каналом желчного пузыря (VB).
Составляет пару с чудесным каналом Ян-вэй-май.
5. Инь-вэй-май
Точка ключ: нэй-гуань (MC.6)
Связывающая точка: гунь-сунь (RР.4)
Противоболевая: чжу-бинь (R.9)
«Вэй» в контексте названия сосуда имеет значение «связывать», «соединять». Свое название получил за то, что связывает все Инь-каналы.
Приблизительный перевод: «сосуд, связывающий Инь».
Функции: связывает все Инь-каналы, начинается в «месте пересечения всех Инь-каналов» (грудь, живот), «управляет» внутренним.
Траектория: проходит по внутренней поверхности ноги, по животу идет к шее.
Пересекается с: каналом почек (R), каналом селезенки (RP), каналом печени (F) и сосудом Жэнь-май.
Составляет пару с чудесным каналом Чун-май.
6. Ян-вэй-май
Точка ключ: вай-гуань (TR.5)
Связывающая точка: цзу-линь-ци (VB.41)
Противоболевая: ян-цзяо (VB.35)
«Вэй» в контексте названия сосуда имеет значение «связывать», «соединять». Свое название получил за то, что связывает все Ян-каналы.
Приблизительный перевод: «сосуд, связывающий Ян».
Функции: связывает все Ян-каналы, начинается в «месте пересечения всех Ян-каналов» (голова и лицо), «управляет» наружным.
Траектория: проходит по наружной поверхности ноги, поднимается до надплечья, шеи и головы.
Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V), каналом тонкого кишечника (IG), каналом Сань-цзяо (TR), каналом желчного пузыря (VB), каналом желудка (E) и сосудом Ду-май.
Составляет пару с чудесным каналом Дай-май.
7. Инь-цзяо-май
Точка ключ: чжао-хай (R.6)
Связывающая точка: ле-цюе (Р.7)
Противоболевая: цзяо-синь (R.8)
«Цзяо» (иногда в литературе употребляется «цяо») в контексте названия сосуда имеет значение «пятка». Свое название получил за то, что начинается на Инь-стороне пятки.
Приблизительный перевод: «пяточный Инь-сосуд».
Функции: управляет Инь нижних конечностей, связан с двигательными способностями, бодрствованием и сном.
Траектория: проходит по внутренней поверхности ноги, поднимается до глаза.
Пересекается с: каналом почек (R) и каналом мочевого пузыря (V).
Составляет пару с чудесным каналом Жэнь-май.
8. Ян-цзяо-май
Точка ключ: шэнь-май (V.62)
Связывающая точка: хоу-си (IG.3)
Противоболевая: фу-ян (V.59)
«Цзяо» (иногда в литературе употребляется «цяо») в контексте названия сосуда имеет значение «пятка». Свое название получил за то, что начинается на Ян-стороне пятки.
Приблизительный перевод: «пяточный Ян-сосуд».
Функции: управляет Ян нижних конечностей, связан с двигательными способностями, бодрствованием и сном.
Траектория: проходит по наружной поверхности ноги, надплечью и голове.
Пересекается с: каналом мочевого пузыря (V), каналом желудка (E), каналом толстого кишечника (GI) и каналом желчного пузыря (VB).
Составляет пару с чудесным каналом Ду-май.
III. Функции регулирования, избыток и недостаток.
Рассматривая совокупную (совместную) работу системы основных меридианов (СОМ) и системы чудесных меридианов (СЧМ), мы видим, что наиболее часто рассматривается её основная функция, т.е. функция восполнения недостатка энергии в СОМ за счёт запасов энергии из СЧМ, которая, в свою очередь, накапливается там как «сброс» избытка энергии из СОМ. Таким образом, можно сделать вывод, что при определённых различных условиях в СОМ может возникать как недостаток, так и избыток энергии, который или «поступает» в СЧМ или из неё обратно в СОМ.
Этот случай как раз и считается нормальным, существующем в подавляющем большинстве случаев, отсюда он и наиболее распространён в медицинских описаниях системы меридианов человека. Отсюда же можно сделать вывод, что при определённых условиях энергетическая система человека может работать максимально эффективно и слажено. Именно эти условия известны во многих культурах и традициях в виде определённого «правильного образа жизни».
Также стоит упомянуть об двух крайних моментах состояния системы СОМ-СЧМ – это постоянный или крайний недостаток энергии в СОМ, и, соответственно, постоянное «опустошение» СЧМ; и наоборот, постоянное наличие избытка в СОМ, и, следовательно, постоянный рост избытка в СЧМ.
Обе эти ситуации, хоть и крайне редки (особенно ситуация «хронического избытка»), но всё же возможны. Первую ситуацию (недостаток) проще получить, например, находясь длительное время в холодной воде, вторую значительно сложнее, при этом невозможно её получить насильственным путём – если мы, например, съедим пищи больше, чем нам нужно, то, хоть организм и извлекает энергию из пищи, это не значит, что он извлечёт её еще больше – избыток пищи будет утилизирован организмом, частично выведен из него, а частично будет рассредоточен по нему в виде запасов (жир) и шлаков (токсины). Это, кроме того что потребует определённого дополнительного расхода энергии организмом на утилизацию излишков (что, кстати, может превысить объем энергии полученный из съеденной пищи), потребует еще и дополнительных расходов энергии на хранение и борьбу с токсинами и следствием их воздействия на организм. Откуда же тут взяться избытку? Кроме того, в такой сложной и многоуровневой системе как человек предусмотрены определённые механизмы, задачей которых является поддержание энергетической системы в состоянии баланса и недопущения возникновения крайностей, перекосов, так как оба крайних состояния в итоге приводят к повреждению тела и сокращению продолжительности жизни организма. И даже если мы каким-то образом сможем получить этот избыток в организме, всё равно система сработает таким образом, что мы его потеряем, — механизм этот работает полностью автоматически, т.е. бессознательно. Однако, если с недостатком всё более-менее просто, то избыток энергии (как и энергия вообще) являются очень важным и ценным продуктом для организма, чтобы его «просто так выбрасывать на ветер» и существует способ накопления и преобразования энергии в организме, но это возможно лишь сознательным путём.
IV. Резюме
Отличия чудесных каналов от основных:
1. В отличие от основных 12-и каналов, восемь сосудов не являются «путями ци», но являются ее динамическим резервуаром, помогающим регулировать поток ци в основных 12 каналах, т.е. работают не эпизодически, включаясь в момент возникновения серьезной патологии, а выполняют на постоянной основе распределительную функцию, являясь, по сути, динамическими резервуарами энергии.
2. Восемь сосудов, кроме Ду-май и Жень-май не имеют своих собственных точек, однако пересекаются с основными каналами в точках этих каналов.
Восемь сосудов не имеют прямой связи с цзан-фу органами.
Сводные характеристики
1. Все чудесные сосуды сливаются в точке цин-мин (V.1) у внутреннего угла глаза.
2. Каждому сосуду полагается иметь 3 специальные точки:
Точка-ключ, как пишут наши авторы, «замыкает контур меридиана», т.е. «включает» его в работу. Мы помним, что ничего включать не надо — оно и так работает, однако точка-ключ действительно запускает нужный нам сосуд к принудительной сверхурочной работе, если того требуют обстоятельства. (Потому в иглоукалывании сначала укалывают точку-ключ, потом симптоматические точки, а в завершении связывающую точку спаренного чудесного сосуда. Укалывание тех же самых точек в другом порядке не «включит» систему чудесного меридиана, а будет лишь пустой тратой времени без нужного эффекта.)
Связывающая точка связывает нужный нам чудесный сосуд с его «товарищем», спаренным каналом, образуя более продуктивную связку из двух каналов, чем использование только одного. (При уколе применяется принцип «хозян-гость».)
Противоболевая точка.
3. Все чудесные каналы делятся на Инь и Ян.
4. Таблица со сводными характеристиками 8 чудесных сосудов для удобства восприятия всего перечисленного.
Группа | Пара | Название | Шлюзовые точки | Противоболевая точка | |
точка-ключ | связывающая точка | ||||
Ян | 1 пара | Ду-май Ян-цзяо-май | хоу-си (IG.3) шэнь-май (V.62) | шэнь-май (V.62) хоу-си (IG.3) | фу-ян (V.59) |
2 пара | Ян-вэй-май Дай-май | вай-гуань (TR.5) цзу-линь-ци (VB.41) | цзу-линь-ци (VB.41) вай-гуань (TR.5) | ян-цзяо (VB.35) | |
Инь | 3 пара | Жэнь-май Инь-цзяо-май | ле-цюе (Р.7) чжао-хай (R.6) | чжао-хай (R.6) ле-цюе (Р.7) | цзяо-синь (R.8) |
4 пара | Инь-вэй-май Чун-май | нэй-гуань (MC.6) гунь-сунь (RР.4) | гунь-сунь (RР.4) нэй-гуань (MC.6) | чжу-бинь (R.9) |