Kapral
Корифей
Арт-терапевтические приемы начальной и последующей психологической стабилизации
Психическая травма негативно влияет на процесс дыхания, может приводить к временным или более устойчивым функциональным нарушениям дыхания (учащение, поверхностность либо неравномерность). Такие нарушения дыхания способствуют усилению эмоциональных проявлений травматического стресса в виде повышенной тревожности и страха.
Обращая внимание на дыхание и делая его более глубоким и равномерным, можно повысить его качество, тем самым научиться снимать эмоциональные проявления травматического стресса и достичь физического комфорта. Это также поможет нейтрализовать неприятные мысли и воспоминания, связанные с любыми неприятными ситуациями. Использование простых изобразительных приемов в сочетании с равномерным и глубоким дыханием позволяет еще больше повысить контроль над физическим и эмоциональным состоянием.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и анализ): 45–60 минут.
Материалы: бумага для рисования формата А4 и А3, масляная пастель черного цвета.
Инструкция
Подготовка
Необходимо сесть удобно на стуле, чтобы спина была прямая и стопы равномерно прилегали к полу. Обрате внимание на дыхание: насколько оно поверхностное или глубокое; каков ритм дыхания – частый, редкий, средний. Почувствуйте движения грудной клетки, связанные с вдохом и выдохом. Насколько ваше дыхание равномерное?
Основная часть
1. Начните рисовать черной масляной пастелью разные линии на листе А3. Линии могут быть короткими или длинными,
тонкими или толстыми, прямыми или извилистыми. Попробуйте разную степень нажима. Можете ставить пунктирные
линии и точки.
2. Сфокусируйтесь на дыхании. При каждом вдохе и выдохе представляйте их мысленно в виде линий и затем начните
изображать эти линии на листе А4. Можете использовать разные виды линий, которые вы исследовали на предыдущем
этапе. Продолжайте делать это в течение примерно пяти минут. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете
закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.
3. Измените характер дыхания, стараясь сделать его несколько более редким и глубоким. Используйте в процессе дыхания живот, почувствуйте движения брюшной стенки по мере углубления дыхания. Продолжая дышать более глубоко, можете мысленно произносить: «Я вдыхаю покой. Я выдыхаю напряжение», «Покой приходит. Напряжение уходит».
4. Возьмите другой лист бумаги А4 и в течение пяти минут сопровождайте глубокое дыхание изображением линий, соответствующих его изменившемуся характеру. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.
Описание и самоанализ
1. Опишите особенности линий, которые вы нарисовали
2. Опишите различия и сходства, которые вы обнаружили, сравнивая линии на двух листах. Обратите внимание не только
на особенности самих линий, но и то, как они располагаются на листе бумаги.
3. Обозначьте, как линии могут отражать разный уровень внутреннего напряжения.
4. Удалось ли вам произвольно изменить характер дыхания и повлиять на свое состояние?
Примечание:
В дальнейшем вы можете пользоваться данным упражнением, произвольно меняя характер дыхания и влияя на свое состояние, снижая уровень внутреннего напряжения. Постепенно вы сможете усовершенствовать навык контроля над дыханием и психической саморегуляции.
Каждому человеку нужна среда, в которой он мог бы чувствовать себя в безопасности и комфорте. Этим местом может быть сад, берег моря, комната или дача. Не всегда, однако, у человека есть
возможность оказаться в этом месте, когда он в этом нуждается.
В этом случае можно воспользоваться силой воображения, вызывая внутренний образ этого места. Формирование такого образа доказало свою эффективность при нахождении человека в стрессовых ситуациях. Это помогает восстановить ощущение комфорта и безопасности.
Особенно полезной данная способность может быть для людей, перенесших психическую травму. Когда они начинают переживать наплывы неприятных воспоминаний, чувств и мыслей, они могут произвольно регулировать свое состояние, используя соответствующие гармонизирующие образы. Навыки активного воображения, связанные с представлением гармонизирующих образов, очень важны для поддержания внутреннего равновесия. Данное упражнение поможет сформировать и нарисовать образ безопасного и комфортного пространства с целью более эффективного совладания со стрессом и последствиями психической травмы.
Рекомендуемое время выполнения упражнения (включая описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: бумага для рисования формата А3, масляная пастель или карандаши разных цветов, гуашевые краски, кисточки, палитра, вода.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
1. Вспомните разные места, реальные и воображаемые, находясь в которых вы могли бы чувствовать себя комфортно и безопасно. Если вы не можете вспомнить ни одно из таких мест, не беспокойтесь. Постарайтесь представить его в своем воображении сейчас.
2. Представьте себе одно из таких мест как можно более ярко. Оно может быть как реальным, так и воображаемым, а также
сочетать в себе признаки того и другого. Вы можете наполнить это место любыми деталями, которые захотите, чтобы сделать
его как можно более привлекательным для себя.
3. Постарайтесь живо представить себе те предметы и сенсорные характеристики, которые имеют особо важное значение
для создания ощущения безопасности и комфорта. Это могут быть цветы, музыка, личные предметы и т. д.
Основная часть
1. Нарисуйте безопасное место, которые вы представили. Можно это делать по-разному, например, изображать вид этого места сверху, сбоку, в виде схемы или более детализированного реалистического рисунка и т. д.
2. Можете обратить дополнительное внимание на те детали, которые позволяют вам чувствовать себя в безопасности и контролировать ситуацию, например: закрыта ли входная дверь, какой вид открывается за окном и т. д.
Описание и самоанализ
1. Представьте, будто вы перенеслись в изображенное место, и попытайтесь увидеть то, что находится слева и справа, спереди и сзади от вас, над вами и под вами. При этом вы можете при желании создать несколько дополнительных зарисовок.
2. Составьте список визуальных признаков безопасного места, которое вы изобразили. Опишите, почему каждое из них для вас имеет значение.
3. Представьте изображенное место в натуральную величину, рассмотрите детали. Подумайте, в каких ситуациях воображение такого места может быть для вас полезно. Можете ли вы хотя бы на несколько минут представлять его себе, находясь среди людей, на более длительное время, когда находитесь
в уединении?
4. Запишите последовательность действий, совершаемых в воображении, которые помогут вам внутренне посещать такое
безопасное место в будущем. Например, вы можете записать примерно следующее: «Отправляясь в безопасное и комфортное для себя место, я открываю дверь внутренней комнаты…».
Или: «Отправляясь в безопасное и комфортное для себя место,я ступаю на лестницу, ведущую…».
Примечание: В дальнейшем вы можете упражняться, с закрытыми глазами представляя в деталях изображенное место. Вы можете также повесить свой рисунок на стенку или даже поместить
его в рамку и поставить на стол для того, чтобы иметь возможность созерцать его, когда захотите.
Кроме того, вы можете попытаться создать такое место в реальности. Оно может представлять собой помещение или его
часть с необходимыми предметами, которые организованы с соответствии с вашими потребностями в безопасности и комфорте.
Различные символические формы могут отражать и поддерживать психические состояния и процессы. Во многих случаях, например, попадая в стрессовую ситуацию, на основе представления и изображения определенных символических форм человек может лучше оценить свое текущее состояние, а также активно влиять на него, например, способствовать его гармонизации. Одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм может являться составной частью практик саморегуляции. Так, например, человек может формировать циркулярный образ, отражающий его представление о ресурсном состоянии (состоянии внутреннего равновесия, комфорта, фокусировки на источнике внутренней силы) и использовать этот образ в качестве визуальной модели, настраиваясь на которую, он может этого состояния достичь или его поддержать.
Другим способом использования круга с целью саморегуляции является утилизация его защитных (контейнирующих) свойств. Возможно проецирование в его внутреннее пространство эмоциональных и физических проявлений стресса (болезни) для того, чтобы они могли быть там «удержаны» и затем трансформированы в более ресурсное состояние. Все это может осуществляться на основе создания рисунков в круге разного размера и заполнения их внутреннего пространства разными формами и цветами, ассоциирующимися с текущим или искомым состоянием.
Повторение данной процедуры может способствовать не только развитию навыков саморегуляции, но и выявлению особенностей динамики внутренних изменений, делая более наглядными визуальные признаки состояний по мере их изменения в рамках разных промежутков времени (например, в течение курса арт-терапии или уже после его завершения).
Данное упражнение помогает сформировать и передать
чувственный образ ресурсного состояния, связанного с ощущением комфорта, безопасности и внутреннего равновесия на основе рисования круга и заполнения его внутреннего пространства разными формами и цветами. Полученные навыки могут быть в дальнейшем использованы с целью саморегуляции.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: бумага для рисования формата А3, масляная пастель или карандаши разных цветов, гуашевые краски, кисточки, палитра, вода, пластиковая или бумажная разовая та-
релка.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
1. Прежде всего, подготовьте удобное место для рисования, где вам никто бы не помешал. В случае необходимости, предупредите близких о том, чтобы в течение 45–60 минут вас не тревожили. Рисовать можно на полу, на планшете или на столе.
Можно дополнительно обратить внимание на то, чтобы сделать пространство вашей работы более комфортным и привлекательным, например, украсить его цветами, включить мягкую, негромкую музыку, которая создавала бы гармоничную атмосферу, но при этом не отвлекала и не была бы слишком волнующей или активизирующей.
2. Поместите перед собой лист бумаги и набор изобразительных материалов.
3. Расположитесь удобно, сидя перед столом или планшетом с листом бумаги и изобразительными материалами.
4. Постарайтесь расслабиться. Если заметите, что какие-то части вашего тела остаются напряжены, расслабьте их. Этому
может способствовать более глубокое дыхание. Сделав несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, представьте,
как напряжение уходит и все мышцы вашего тела расслабляются.
5. Мысленно представьте себе круг как символическое выражение безопасного пространства, которое вы наполните затем
разными иными символическими формами и цветами, ассоциирующимися с желаемым для себя состоянием.
Основная часть
1. Начните процесс создания рисунка с обозначения внешних границ – начертите круг рукой или обведите пластиковую
или бумажную тарелку. Диаметр круга может при этом составлять примерно 25 см.
2. Постарайтесь еще раз ощутить круг как символ, обозначающий безопасное и комфортное место, в которое могут быть
спроецированы ваши представления, чувства и ощущения, связанные с ресурсным состоянием.
3. Переходите к заполнению внутреннего пространства круга. Не пытайтесь воспроизводить известные вам образцы. Не спешите, постарайтесь более глубоко прочувствовать процесс создания мандалы, формы и цвета, которые ассоциируются с ресурсным состоянием и постепенно формируют внутреннюю структуру круга. Можете делать небольшие паузы, чтобы расслабиться, используя для этого более глубокое и ровное дыхание.
4. Когда вы почувствуете, что создание рисунка подходит к кон- цу, постарайтесь рассмотреть его целиком. Обратите дополнительное внимание на те детали, которые позволяют вам чувствовать созданный рисунок как символ ресурсного состояния. В случае необходимости, усильте эти детали или дополните рисунок новыми, чтобы он еще больше соответствовал вашему представлению и ощущению ресурсного состояния.
Описание и самоанализ
1. Когда вы почувствуете, что создание рисунка закончено, продолжая на него смотреть, постарайтесь почувствовать и воспринять его целиком. Также обратите внимание на то, каким качеством обладают разные части и изобразительные элементы рисунка и как они соотносятся друг с другом.
2. Обозначте на обороте листа дату создания рисунка.
3. Взяв лист писчей бумаги, блокнот и ручку, вы можете затем записать следующее:
• название рисунка (исходя из первой или наиболее важной ассоциации);
• ряд ассоциаций к рисунку в целом или к его наиболее значимым элементам (последнее имеет особое значение в тех
случаях, когда разные части или элементы обладают разным качеством, например, представлены разными цветами или формами);
• кратко описать свое эмоциональное и физическое состояние, которое предшествовало созданию мандалы, ощущалось в процессе рисования, и которое вы испытываете сейчас;
• указать то, что происходило с вами в течение дня или в последние дни (период вашей жизни); данная информация может помочь вам сейчас и в дальнейшем при создании серии мандал увидеть связь между рисунком, особенностями вашего состояния и внешними условиями;
• подобрать к своему рисунку известное вам какое-либо музыкальное произведение или его фрагмент; ориентируйтесь на то, чтобы музыка выражала атмосферу вашего рисунка, его внутреннюю динамику; иногда достаточно представить себе тот или иной ритм, темп и лад, общий характер звучания; аналогичным образом вы можете ассоциировать свой рисунок с тем или иным движением – простым или более сложным, в том числе с танцем; вы также можете воспроизвести одно или несколько движений и почувствовать их соответствие рисунку.
Примечание: В дальнейшем вы можете упражняться, представляя в деталях созданный вами рисунок или даже созерцая его и вспоминая то состояние, которое он отражает. При этом вы
вновь можете входить в это состояние, делать его переживание более ярким. В то же время ваши потребности и, соответственно, представления о ресурсном состоянии с течением времени
могут меняться. Поэтому вы можете повторить всю процедуру и создать новые рисунки, соответствующие изменившемуся
представлению о ресурсном состоянии. Вы можете также вставить свои рисунки в рамку и повесить их на некоторое время
на стенку или поставить на стол для того, чтобы иметь возможность созерцать их, когда захотите.
Данное упражнение может рассматриваться как продолжение
предыдущего. Оно также направлено на развитие навыков активного воображения, необходимых для успешного преодоления последствий психической травмы.
Человек может в своем воображении перемещаться в комфортную, гармонизирующую среду с целью снижения внутреннего напряжения. В то же время определенная степень контакта с внешней реальности при этом также необходима. Попадая в стрессовую ситуацию и регулируя свое внутреннее состояние, человек должен сохранять способность осознавать и по возможности контролировать то, что происходит вокруг, совершать те или иные действия, направленные на преодоление угрозы.
Выполняя данное упражнение и создавая серию картин, можно развивать навыки активного воображения.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая
описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: альбом или планшет с бумагой для рисования формата А4, иллюстрированные журналы, клей, ножницы.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
Составьте список различных мест, пребывание в которых давало бы вам ощущение комфорта и безопасности.
Основная часть
1. Посмотрите несколько иллюстрированных журналов и выберите ряд картинок, изображающих места, пребывание в которых создавало бы ощущение комфорта и безопасности. Это
могут быть как помещения, так и открытые пространства, например, природные пейзажи.
2. Вырежьте эти картинки.
3. Расположите каждую из этих картинок на отдельном листе вашего альбома или планшета для рисования.
4. Если желаете, оформите обложку альбома или планшета для рисования и подберите название для вашей коллекции
гармонизирующих образов.
Описание и самоанализ
1. Рассмотрите образы, помещенные вами в альбом или на планшет, обратите внимание на визуальные и иные сенсорные характеристики изображенных на них мест.
2. Представьте, что вы действительно очутились в одном из изображенных мест, и ответьте на следующие вопросы:
• Вы стоите, сидите или идете?
• Где вы точно находитесь в пространстве этой картины?
• Какова температура окружающей среды?
• Какое это время суток?
• Опишите звуки, запахи, виды этого места.
• Во что вы одеты?
• Вы предпочитаете находиться здесь в одиночестве или с кем-то?
• Как представление себя в этом месте повлияло на ваше ощущение комфорта и
безопасности?
Примечание: При желании вы сможете пользоваться созданной галереей образов с целью гармонизации своего состояния. Достаточно отвести 1–10 минут созерцанию одной из выбранных картин, представляя себя при этом в данном месте.
Важную роль в ситуациях повышенного напряжения и переживании последствий психической травмы может играть использование таких приемов саморегуляции, которые основаны
на представлении или создании контейнеров или символических защитных форм. Это позволяет снижать эмоциональное напряжение, регулировать поведение и соматические проявления,
связанные с травматическим стрессом. Неприятные симптомы, переживания, мысли и воспоминания, связанные со стрессом, могут быть символически помещены в соответствующий контейнер с целью самозащиты, а также переработки или нейтрализации травматической информации. Делая это, вы как бы убираете эту информацию «с глаз долой» и организуете себя для продуктивной деятельности. В то же время наличие контейнера, в который вы поместили травматический материал, позволит вам
при желании и готовности, когда ваше состояние стабилизируется, обратиться к осмыслению и психологической переработке прошлого опыта.
Создание контейнирующих форм и помещение в них связанных с травмой мыслей и переживаний может рассматриваться как эффективный способ саморегуляции, защищающей от повторной травматизации. Данное упражнение предполагает создание различных контейнирующих символических форм наподобие ящиков, сосудов, клеток, коробок и т. д., в которые можно помещать неприятную информацию.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: бумага для рисования формата А3, масляная пастель или карандаши разных цветок, гуашевые краски, кисточки, палитра, вода.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
1. Подумайте, какие неприятные мысли, воспоминания, чувства, неприятные физические ощущения или поведенческие
проявления вы хотели бы нейтрализовать путем контейнирования.
2. Попытайтесь мысленно представить себе контейнер, в который вы могли бы убрать эти неприятные мысли, чувства, ощущения или фрагменты поведения. Какого размера может быть этот контейнер, как он выглядит, из чего он сделан, где располагается? Чем более ярко вы представите себе его форму, тем более эффективно он будет работать. Эта форма может быть как реальной, так и фантастической или волшебной.
Ваш контейнер может иметь определенный «замок» на входе и выходе. Вы можете им воспользоваться, когда достаточно стабилизируетесь и захотите встретиться с тем, что вас когда-то травмировало или смущало для того, чтобы переосмыслить свой опыт и извлечь из него определенные уроки.
Некоторые примеры контейнирующих форм следующие:
• надежно закрывающаяся комната, расположенная в конце длинного коридора; волшебный ларец или мешок, позволяющий надежно удерживать внутри любую энергию;
• облако, которое образуется путем конденсирования (сгущения) неприятных чувств, мыслей и воспоминаний, и медленно перемещаясь по небу, уносит вдаль или сублимирует негативную энергию;
• надувной шарик, в который в момент выдоха может быть помещена неприятная информация.
Основная часть
1. Изобразите тот контейнер, которые вы представили.
2. Представьте и изобразите то место, в котором он находится.
3. Рассмотрите рисунок и, если хотите, добавьте детали, которые могли бы сделать контейнер более эффективным и надежным.
Описание и самоанализ
1. Опишите нарисованный контейнер. Постарайтесь конкретизировать его признаки и место расположения.
2. Поясните, почему эти признаки и место расположения для вас важны.
3. Опишите те мысленные шаги, которые вы совершаете, помещая неприятные мысли или переживания в контейнер. На-
пример, вы можете представить и описать, как вы придаете определенную форму этим чувствам и мыслям, заворачиваете
или связываете их, а затем помещаете в контейнер и надежно закрываете вход.
Примечание: В дальнейшем вы можете упражняться, с закрытыми глазами представляя, как вы это делаете. Вы можете пользоваться этим приемом, когда будут возникать какие-либо новые
неприятные ситуации. Вы можете пополнять набор контейнеров,
предназначенных для разных мыслей, чувств или воспоминаний, изображая их, либо возвращаться к уже созданным рисункам, чтобы их доработать или изменить.
Наличие людей, которые могли бы оказать поддержку и проявить внимание и заботу, очень важно в разных жизненных ситуациях, особенно в ситуации травматического стресса. Присутствие
таких людей рядом может успокаивать, вселять надежду и веру.
К сожалению, переживая психическую травму, люди нередко замыкаются в себе, и возможность поддержки со стороны других становится более ограниченной.
Мы можем сознательно и более активно прибегать к помощи других людей и целых групп, попадая в трудную ситуацию.
Размышляя на эту тему, мы также можем заметить, что используемые нами в стрессовой ситуации контакты не совсем отвечают нашим потребностям и что нам следовало бы более активно
использовать те ресурсы поддержки, которые мы ранее не осознавали.
При выполнении данного упражнения предоставляется возможность для того, чтобы осознать и метафорически изобразить ту поддерживающую «сеть» людей, которая может прийти на по-
мощь в сложной жизненной ситуации.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: несколько листов бумаги для рисования форма- та А4, цветные карандаши, масляная пастель, гуашевые краски, кисточки, палитра, вода, ножницы, клей.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
1. Составьте список людей или групп, которые оказывают или могут оказать вам поддержку, обозначив их в столбик
с левой стороны листа бумаги. Это могут быть, например:
• Родственники;
• Друзья;
• Знакомые;
• Учителя;
• Коллеги;
• Психолог (психотерапевт);
• Духовные учителя и наставники;
• Представители определенной профессиональной или иной общественной группы, к которой вы принадлежите;
• Определенная группа по интересам;
• Группа встреч и т. д.
2. Представьте, какие вытянутые, гибкие предметы и материалы могли бы метафорически передавать каждый элемент из вашей сети поддержки. Это могут быть такие материалы,
как нитки, пряжа, веревка, ремень, цепочка, леска, струна и др. Постарайтесь представить конкретное вещество, из которого они изготовлены. Это могут быть шерсть, шелк, синтетическое волокно, металл (конкретизируйте, какой именно)
и др. Представьте себе также окраску каждого из них, а также их иные, в частности, визуальные и тактильные характеристики: упругость, жесткость или мягкость, толщину, гладкость или шершавость и т. д.
Обозначьте все эти материалы и опишите эти характеристики напротив каждого элемента вашей поддержки.
Основная часть
1. Нарисуйте ряд вытянутых, гибких предметов и материалов в виде полос, стараясь передать их свойства (цвет, фактуру и др.) на листе А4, оставляя между ними свободное пространство. Рядом с каждым из них можете написать, какого
человека или группу людей из сети вашей поддержки они обозначают.
2. Вырежьте по контуру каждый из изображенных нитевидных предметов.
3. Разделите их на две равные группы.
4. Затем разместите полоски из одной группы вертикально на чистом листе бумаги формата А3, оставляя между ними
пустое пространство размером примерно в половину ширины каждой полоски.
5. Приклейте все полоски сверху к листу бумаги.
6. Располагая горизонтально полоски из второй группы, проденьте одну за одной через приклеенные вертикальные полоски, формируйте плетеную поверхность.
7. Приклейте свободные концы вертикальных и горизонтальных полосок к бумажной основе.
Описание и самоанализ
1. Посмотрите на то, что получилось, и опишите свои впечатления. Воспринимается ли созданная сплетенная поверхность как достаточно крепкая или слабая, достаточно крупная или маленькая?
2. Запишите пояснения, почему вы решили обозначить каждый элемент своей сети поддержки нитевидным предметом с соответствующими свойствами, имеющими определенный цвет, плотность, материал изготовления и т. д.
3. Постарайтесь вспомнить некоторые ситуации, когда вы нуждались во внешней поддержке. Имели ли вы возможность воспользоваться этой поддержкой, искали ли ее? Если нет, то по- чему?
4. Поясните, почему каждый из обозначенных вами факторов внешней поддержки вы считаете для себя значимым.
5. Подумайте и запишите, как вы могли бы усилить или улучшить имеющуюся у вас сеть поддержки. Подумайте, к каким еще людям или группам людей вы могли бы обращаться в сложных жизненных ситуациях. Какие шаги вы можете предпринять для того, чтобы усилить имеющуюся у вас сеть поддержки?
Упражнение № 1. Изображение дыхания
Психическая травма негативно влияет на процесс дыхания, может приводить к временным или более устойчивым функциональным нарушениям дыхания (учащение, поверхностность либо неравномерность). Такие нарушения дыхания способствуют усилению эмоциональных проявлений травматического стресса в виде повышенной тревожности и страха.
Обращая внимание на дыхание и делая его более глубоким и равномерным, можно повысить его качество, тем самым научиться снимать эмоциональные проявления травматического стресса и достичь физического комфорта. Это также поможет нейтрализовать неприятные мысли и воспоминания, связанные с любыми неприятными ситуациями. Использование простых изобразительных приемов в сочетании с равномерным и глубоким дыханием позволяет еще больше повысить контроль над физическим и эмоциональным состоянием.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и анализ): 45–60 минут.
Материалы: бумага для рисования формата А4 и А3, масляная пастель черного цвета.
Инструкция
Подготовка
Необходимо сесть удобно на стуле, чтобы спина была прямая и стопы равномерно прилегали к полу. Обрате внимание на дыхание: насколько оно поверхностное или глубокое; каков ритм дыхания – частый, редкий, средний. Почувствуйте движения грудной клетки, связанные с вдохом и выдохом. Насколько ваше дыхание равномерное?
Основная часть
1. Начните рисовать черной масляной пастелью разные линии на листе А3. Линии могут быть короткими или длинными,
тонкими или толстыми, прямыми или извилистыми. Попробуйте разную степень нажима. Можете ставить пунктирные
линии и точки.
2. Сфокусируйтесь на дыхании. При каждом вдохе и выдохе представляйте их мысленно в виде линий и затем начните
изображать эти линии на листе А4. Можете использовать разные виды линий, которые вы исследовали на предыдущем
этапе. Продолжайте делать это в течение примерно пяти минут. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете
закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.
3. Измените характер дыхания, стараясь сделать его несколько более редким и глубоким. Используйте в процессе дыхания живот, почувствуйте движения брюшной стенки по мере углубления дыхания. Продолжая дышать более глубоко, можете мысленно произносить: «Я вдыхаю покой. Я выдыхаю напряжение», «Покой приходит. Напряжение уходит».
4. Возьмите другой лист бумаги А4 и в течение пяти минут сопровождайте глубокое дыхание изображением линий, соответствующих его изменившемуся характеру. Если вы чувствуете себя достаточно комфортно, можете закрыть глаза и рисовать с закрытыми глазами.
Описание и самоанализ
1. Опишите особенности линий, которые вы нарисовали
2. Опишите различия и сходства, которые вы обнаружили, сравнивая линии на двух листах. Обратите внимание не только
на особенности самих линий, но и то, как они располагаются на листе бумаги.
3. Обозначьте, как линии могут отражать разный уровень внутреннего напряжения.
4. Удалось ли вам произвольно изменить характер дыхания и повлиять на свое состояние?
Примечание:
В дальнейшем вы можете пользоваться данным упражнением, произвольно меняя характер дыхания и влияя на свое состояние, снижая уровень внутреннего напряжения. Постепенно вы сможете усовершенствовать навык контроля над дыханием и психической саморегуляции.
Упражнение № 2. Создание безопасного места
Каждому человеку нужна среда, в которой он мог бы чувствовать себя в безопасности и комфорте. Этим местом может быть сад, берег моря, комната или дача. Не всегда, однако, у человека есть
возможность оказаться в этом месте, когда он в этом нуждается.
В этом случае можно воспользоваться силой воображения, вызывая внутренний образ этого места. Формирование такого образа доказало свою эффективность при нахождении человека в стрессовых ситуациях. Это помогает восстановить ощущение комфорта и безопасности.
Особенно полезной данная способность может быть для людей, перенесших психическую травму. Когда они начинают переживать наплывы неприятных воспоминаний, чувств и мыслей, они могут произвольно регулировать свое состояние, используя соответствующие гармонизирующие образы. Навыки активного воображения, связанные с представлением гармонизирующих образов, очень важны для поддержания внутреннего равновесия. Данное упражнение поможет сформировать и нарисовать образ безопасного и комфортного пространства с целью более эффективного совладания со стрессом и последствиями психической травмы.
Рекомендуемое время выполнения упражнения (включая описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: бумага для рисования формата А3, масляная пастель или карандаши разных цветов, гуашевые краски, кисточки, палитра, вода.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
1. Вспомните разные места, реальные и воображаемые, находясь в которых вы могли бы чувствовать себя комфортно и безопасно. Если вы не можете вспомнить ни одно из таких мест, не беспокойтесь. Постарайтесь представить его в своем воображении сейчас.
2. Представьте себе одно из таких мест как можно более ярко. Оно может быть как реальным, так и воображаемым, а также
сочетать в себе признаки того и другого. Вы можете наполнить это место любыми деталями, которые захотите, чтобы сделать
его как можно более привлекательным для себя.
3. Постарайтесь живо представить себе те предметы и сенсорные характеристики, которые имеют особо важное значение
для создания ощущения безопасности и комфорта. Это могут быть цветы, музыка, личные предметы и т. д.
Основная часть
1. Нарисуйте безопасное место, которые вы представили. Можно это делать по-разному, например, изображать вид этого места сверху, сбоку, в виде схемы или более детализированного реалистического рисунка и т. д.
2. Можете обратить дополнительное внимание на те детали, которые позволяют вам чувствовать себя в безопасности и контролировать ситуацию, например: закрыта ли входная дверь, какой вид открывается за окном и т. д.
Описание и самоанализ
1. Представьте, будто вы перенеслись в изображенное место, и попытайтесь увидеть то, что находится слева и справа, спереди и сзади от вас, над вами и под вами. При этом вы можете при желании создать несколько дополнительных зарисовок.
2. Составьте список визуальных признаков безопасного места, которое вы изобразили. Опишите, почему каждое из них для вас имеет значение.
3. Представьте изображенное место в натуральную величину, рассмотрите детали. Подумайте, в каких ситуациях воображение такого места может быть для вас полезно. Можете ли вы хотя бы на несколько минут представлять его себе, находясь среди людей, на более длительное время, когда находитесь
в уединении?
4. Запишите последовательность действий, совершаемых в воображении, которые помогут вам внутренне посещать такое
безопасное место в будущем. Например, вы можете записать примерно следующее: «Отправляясь в безопасное и комфортное для себя место, я открываю дверь внутренней комнаты…».
Или: «Отправляясь в безопасное и комфортное для себя место,я ступаю на лестницу, ведущую…».
Примечание: В дальнейшем вы можете упражняться, с закрытыми глазами представляя в деталях изображенное место. Вы можете также повесить свой рисунок на стенку или даже поместить
его в рамку и поставить на стол для того, чтобы иметь возможность созерцать его, когда захотите.
Кроме того, вы можете попытаться создать такое место в реальности. Оно может представлять собой помещение или его
часть с необходимыми предметами, которые организованы с соответствии с вашими потребностями в безопасности и комфорте.
Упражнение № 3. Круг как выражение внутренней целостности и равновесия
Различные символические формы могут отражать и поддерживать психические состояния и процессы. Во многих случаях, например, попадая в стрессовую ситуацию, на основе представления и изображения определенных символических форм человек может лучше оценить свое текущее состояние, а также активно влиять на него, например, способствовать его гармонизации. Одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм может являться составной частью практик саморегуляции. Так, например, человек может формировать циркулярный образ, отражающий его представление о ресурсном состоянии (состоянии внутреннего равновесия, комфорта, фокусировки на источнике внутренней силы) и использовать этот образ в качестве визуальной модели, настраиваясь на которую, он может этого состояния достичь или его поддержать.
Другим способом использования круга с целью саморегуляции является утилизация его защитных (контейнирующих) свойств. Возможно проецирование в его внутреннее пространство эмоциональных и физических проявлений стресса (болезни) для того, чтобы они могли быть там «удержаны» и затем трансформированы в более ресурсное состояние. Все это может осуществляться на основе создания рисунков в круге разного размера и заполнения их внутреннего пространства разными формами и цветами, ассоциирующимися с текущим или искомым состоянием.
Повторение данной процедуры может способствовать не только развитию навыков саморегуляции, но и выявлению особенностей динамики внутренних изменений, делая более наглядными визуальные признаки состояний по мере их изменения в рамках разных промежутков времени (например, в течение курса арт-терапии или уже после его завершения).
Данное упражнение помогает сформировать и передать
чувственный образ ресурсного состояния, связанного с ощущением комфорта, безопасности и внутреннего равновесия на основе рисования круга и заполнения его внутреннего пространства разными формами и цветами. Полученные навыки могут быть в дальнейшем использованы с целью саморегуляции.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: бумага для рисования формата А3, масляная пастель или карандаши разных цветов, гуашевые краски, кисточки, палитра, вода, пластиковая или бумажная разовая та-
релка.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
1. Прежде всего, подготовьте удобное место для рисования, где вам никто бы не помешал. В случае необходимости, предупредите близких о том, чтобы в течение 45–60 минут вас не тревожили. Рисовать можно на полу, на планшете или на столе.
Можно дополнительно обратить внимание на то, чтобы сделать пространство вашей работы более комфортным и привлекательным, например, украсить его цветами, включить мягкую, негромкую музыку, которая создавала бы гармоничную атмосферу, но при этом не отвлекала и не была бы слишком волнующей или активизирующей.
2. Поместите перед собой лист бумаги и набор изобразительных материалов.
3. Расположитесь удобно, сидя перед столом или планшетом с листом бумаги и изобразительными материалами.
4. Постарайтесь расслабиться. Если заметите, что какие-то части вашего тела остаются напряжены, расслабьте их. Этому
может способствовать более глубокое дыхание. Сделав несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, представьте,
как напряжение уходит и все мышцы вашего тела расслабляются.
5. Мысленно представьте себе круг как символическое выражение безопасного пространства, которое вы наполните затем
разными иными символическими формами и цветами, ассоциирующимися с желаемым для себя состоянием.
Основная часть
1. Начните процесс создания рисунка с обозначения внешних границ – начертите круг рукой или обведите пластиковую
или бумажную тарелку. Диаметр круга может при этом составлять примерно 25 см.
2. Постарайтесь еще раз ощутить круг как символ, обозначающий безопасное и комфортное место, в которое могут быть
спроецированы ваши представления, чувства и ощущения, связанные с ресурсным состоянием.
3. Переходите к заполнению внутреннего пространства круга. Не пытайтесь воспроизводить известные вам образцы. Не спешите, постарайтесь более глубоко прочувствовать процесс создания мандалы, формы и цвета, которые ассоциируются с ресурсным состоянием и постепенно формируют внутреннюю структуру круга. Можете делать небольшие паузы, чтобы расслабиться, используя для этого более глубокое и ровное дыхание.
4. Когда вы почувствуете, что создание рисунка подходит к кон- цу, постарайтесь рассмотреть его целиком. Обратите дополнительное внимание на те детали, которые позволяют вам чувствовать созданный рисунок как символ ресурсного состояния. В случае необходимости, усильте эти детали или дополните рисунок новыми, чтобы он еще больше соответствовал вашему представлению и ощущению ресурсного состояния.
Описание и самоанализ
1. Когда вы почувствуете, что создание рисунка закончено, продолжая на него смотреть, постарайтесь почувствовать и воспринять его целиком. Также обратите внимание на то, каким качеством обладают разные части и изобразительные элементы рисунка и как они соотносятся друг с другом.
2. Обозначте на обороте листа дату создания рисунка.
3. Взяв лист писчей бумаги, блокнот и ручку, вы можете затем записать следующее:
• название рисунка (исходя из первой или наиболее важной ассоциации);
• ряд ассоциаций к рисунку в целом или к его наиболее значимым элементам (последнее имеет особое значение в тех
случаях, когда разные части или элементы обладают разным качеством, например, представлены разными цветами или формами);
• кратко описать свое эмоциональное и физическое состояние, которое предшествовало созданию мандалы, ощущалось в процессе рисования, и которое вы испытываете сейчас;
• указать то, что происходило с вами в течение дня или в последние дни (период вашей жизни); данная информация может помочь вам сейчас и в дальнейшем при создании серии мандал увидеть связь между рисунком, особенностями вашего состояния и внешними условиями;
• подобрать к своему рисунку известное вам какое-либо музыкальное произведение или его фрагмент; ориентируйтесь на то, чтобы музыка выражала атмосферу вашего рисунка, его внутреннюю динамику; иногда достаточно представить себе тот или иной ритм, темп и лад, общий характер звучания; аналогичным образом вы можете ассоциировать свой рисунок с тем или иным движением – простым или более сложным, в том числе с танцем; вы также можете воспроизвести одно или несколько движений и почувствовать их соответствие рисунку.
Примечание: В дальнейшем вы можете упражняться, представляя в деталях созданный вами рисунок или даже созерцая его и вспоминая то состояние, которое он отражает. При этом вы
вновь можете входить в это состояние, делать его переживание более ярким. В то же время ваши потребности и, соответственно, представления о ресурсном состоянии с течением времени
могут меняться. Поэтому вы можете повторить всю процедуру и создать новые рисунки, соответствующие изменившемуся
представлению о ресурсном состоянии. Вы можете также вставить свои рисунки в рамку и повесить их на некоторое время
на стенку или поставить на стол для того, чтобы иметь возможность созерцать их, когда захотите.
Упражнение № 4. Галерея гармонизирующих образов
Данное упражнение может рассматриваться как продолжение
предыдущего. Оно также направлено на развитие навыков активного воображения, необходимых для успешного преодоления последствий психической травмы.
Человек может в своем воображении перемещаться в комфортную, гармонизирующую среду с целью снижения внутреннего напряжения. В то же время определенная степень контакта с внешней реальности при этом также необходима. Попадая в стрессовую ситуацию и регулируя свое внутреннее состояние, человек должен сохранять способность осознавать и по возможности контролировать то, что происходит вокруг, совершать те или иные действия, направленные на преодоление угрозы.
Выполняя данное упражнение и создавая серию картин, можно развивать навыки активного воображения.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая
описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: альбом или планшет с бумагой для рисования формата А4, иллюстрированные журналы, клей, ножницы.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
Составьте список различных мест, пребывание в которых давало бы вам ощущение комфорта и безопасности.
Основная часть
1. Посмотрите несколько иллюстрированных журналов и выберите ряд картинок, изображающих места, пребывание в которых создавало бы ощущение комфорта и безопасности. Это
могут быть как помещения, так и открытые пространства, например, природные пейзажи.
2. Вырежьте эти картинки.
3. Расположите каждую из этих картинок на отдельном листе вашего альбома или планшета для рисования.
4. Если желаете, оформите обложку альбома или планшета для рисования и подберите название для вашей коллекции
гармонизирующих образов.
Описание и самоанализ
1. Рассмотрите образы, помещенные вами в альбом или на планшет, обратите внимание на визуальные и иные сенсорные характеристики изображенных на них мест.
2. Представьте, что вы действительно очутились в одном из изображенных мест, и ответьте на следующие вопросы:
• Вы стоите, сидите или идете?
• Где вы точно находитесь в пространстве этой картины?
• Какова температура окружающей среды?
• Какое это время суток?
• Опишите звуки, запахи, виды этого места.
• Во что вы одеты?
• Вы предпочитаете находиться здесь в одиночестве или с кем-то?
• Как представление себя в этом месте повлияло на ваше ощущение комфорта и
безопасности?
Примечание: При желании вы сможете пользоваться созданной галереей образов с целью гармонизации своего состояния. Достаточно отвести 1–10 минут созерцанию одной из выбранных картин, представляя себя при этом в данном месте.
Упражнение № 5. Защитный контейнер
Важную роль в ситуациях повышенного напряжения и переживании последствий психической травмы может играть использование таких приемов саморегуляции, которые основаны
на представлении или создании контейнеров или символических защитных форм. Это позволяет снижать эмоциональное напряжение, регулировать поведение и соматические проявления,
связанные с травматическим стрессом. Неприятные симптомы, переживания, мысли и воспоминания, связанные со стрессом, могут быть символически помещены в соответствующий контейнер с целью самозащиты, а также переработки или нейтрализации травматической информации. Делая это, вы как бы убираете эту информацию «с глаз долой» и организуете себя для продуктивной деятельности. В то же время наличие контейнера, в который вы поместили травматический материал, позволит вам
при желании и готовности, когда ваше состояние стабилизируется, обратиться к осмыслению и психологической переработке прошлого опыта.
Создание контейнирующих форм и помещение в них связанных с травмой мыслей и переживаний может рассматриваться как эффективный способ саморегуляции, защищающей от повторной травматизации. Данное упражнение предполагает создание различных контейнирующих символических форм наподобие ящиков, сосудов, клеток, коробок и т. д., в которые можно помещать неприятную информацию.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: бумага для рисования формата А3, масляная пастель или карандаши разных цветок, гуашевые краски, кисточки, палитра, вода.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
1. Подумайте, какие неприятные мысли, воспоминания, чувства, неприятные физические ощущения или поведенческие
проявления вы хотели бы нейтрализовать путем контейнирования.
2. Попытайтесь мысленно представить себе контейнер, в который вы могли бы убрать эти неприятные мысли, чувства, ощущения или фрагменты поведения. Какого размера может быть этот контейнер, как он выглядит, из чего он сделан, где располагается? Чем более ярко вы представите себе его форму, тем более эффективно он будет работать. Эта форма может быть как реальной, так и фантастической или волшебной.
Ваш контейнер может иметь определенный «замок» на входе и выходе. Вы можете им воспользоваться, когда достаточно стабилизируетесь и захотите встретиться с тем, что вас когда-то травмировало или смущало для того, чтобы переосмыслить свой опыт и извлечь из него определенные уроки.
Некоторые примеры контейнирующих форм следующие:
• надежно закрывающаяся комната, расположенная в конце длинного коридора; волшебный ларец или мешок, позволяющий надежно удерживать внутри любую энергию;
• облако, которое образуется путем конденсирования (сгущения) неприятных чувств, мыслей и воспоминаний, и медленно перемещаясь по небу, уносит вдаль или сублимирует негативную энергию;
• надувной шарик, в который в момент выдоха может быть помещена неприятная информация.
Основная часть
1. Изобразите тот контейнер, которые вы представили.
2. Представьте и изобразите то место, в котором он находится.
3. Рассмотрите рисунок и, если хотите, добавьте детали, которые могли бы сделать контейнер более эффективным и надежным.
Описание и самоанализ
1. Опишите нарисованный контейнер. Постарайтесь конкретизировать его признаки и место расположения.
2. Поясните, почему эти признаки и место расположения для вас важны.
3. Опишите те мысленные шаги, которые вы совершаете, помещая неприятные мысли или переживания в контейнер. На-
пример, вы можете представить и описать, как вы придаете определенную форму этим чувствам и мыслям, заворачиваете
или связываете их, а затем помещаете в контейнер и надежно закрываете вход.
Примечание: В дальнейшем вы можете упражняться, с закрытыми глазами представляя, как вы это делаете. Вы можете пользоваться этим приемом, когда будут возникать какие-либо новые
неприятные ситуации. Вы можете пополнять набор контейнеров,
предназначенных для разных мыслей, чувств или воспоминаний, изображая их, либо возвращаться к уже созданным рисункам, чтобы их доработать или изменить.
Упражнение № 6. Сеть поддержки
Наличие людей, которые могли бы оказать поддержку и проявить внимание и заботу, очень важно в разных жизненных ситуациях, особенно в ситуации травматического стресса. Присутствие
таких людей рядом может успокаивать, вселять надежду и веру.
К сожалению, переживая психическую травму, люди нередко замыкаются в себе, и возможность поддержки со стороны других становится более ограниченной.
Мы можем сознательно и более активно прибегать к помощи других людей и целых групп, попадая в трудную ситуацию.
Размышляя на эту тему, мы также можем заметить, что используемые нами в стрессовой ситуации контакты не совсем отвечают нашим потребностям и что нам следовало бы более активно
использовать те ресурсы поддержки, которые мы ранее не осознавали.
При выполнении данного упражнения предоставляется возможность для того, чтобы осознать и метафорически изобразить ту поддерживающую «сеть» людей, которая может прийти на по-
мощь в сложной жизненной ситуации.
Рекомендуемое время на выполнение упражнения (включая описание и самоанализ): 45–60 минут.
Материалы: несколько листов бумаги для рисования форма- та А4, цветные карандаши, масляная пастель, гуашевые краски, кисточки, палитра, вода, ножницы, клей.
Инструкция по выполнению упражнения
Подготовка
1. Составьте список людей или групп, которые оказывают или могут оказать вам поддержку, обозначив их в столбик
с левой стороны листа бумаги. Это могут быть, например:
• Родственники;
• Друзья;
• Знакомые;
• Учителя;
• Коллеги;
• Психолог (психотерапевт);
• Духовные учителя и наставники;
• Представители определенной профессиональной или иной общественной группы, к которой вы принадлежите;
• Определенная группа по интересам;
• Группа встреч и т. д.
2. Представьте, какие вытянутые, гибкие предметы и материалы могли бы метафорически передавать каждый элемент из вашей сети поддержки. Это могут быть такие материалы,
как нитки, пряжа, веревка, ремень, цепочка, леска, струна и др. Постарайтесь представить конкретное вещество, из которого они изготовлены. Это могут быть шерсть, шелк, синтетическое волокно, металл (конкретизируйте, какой именно)
и др. Представьте себе также окраску каждого из них, а также их иные, в частности, визуальные и тактильные характеристики: упругость, жесткость или мягкость, толщину, гладкость или шершавость и т. д.
Обозначьте все эти материалы и опишите эти характеристики напротив каждого элемента вашей поддержки.
Основная часть
1. Нарисуйте ряд вытянутых, гибких предметов и материалов в виде полос, стараясь передать их свойства (цвет, фактуру и др.) на листе А4, оставляя между ними свободное пространство. Рядом с каждым из них можете написать, какого
человека или группу людей из сети вашей поддержки они обозначают.
2. Вырежьте по контуру каждый из изображенных нитевидных предметов.
3. Разделите их на две равные группы.
4. Затем разместите полоски из одной группы вертикально на чистом листе бумаги формата А3, оставляя между ними
пустое пространство размером примерно в половину ширины каждой полоски.
5. Приклейте все полоски сверху к листу бумаги.
6. Располагая горизонтально полоски из второй группы, проденьте одну за одной через приклеенные вертикальные полоски, формируйте плетеную поверхность.
7. Приклейте свободные концы вертикальных и горизонтальных полосок к бумажной основе.
Описание и самоанализ
1. Посмотрите на то, что получилось, и опишите свои впечатления. Воспринимается ли созданная сплетенная поверхность как достаточно крепкая или слабая, достаточно крупная или маленькая?
2. Запишите пояснения, почему вы решили обозначить каждый элемент своей сети поддержки нитевидным предметом с соответствующими свойствами, имеющими определенный цвет, плотность, материал изготовления и т. д.
3. Постарайтесь вспомнить некоторые ситуации, когда вы нуждались во внешней поддержке. Имели ли вы возможность воспользоваться этой поддержкой, искали ли ее? Если нет, то по- чему?
4. Поясните, почему каждый из обозначенных вами факторов внешней поддержки вы считаете для себя значимым.
5. Подумайте и запишите, как вы могли бы усилить или улучшить имеющуюся у вас сеть поддержки. Подумайте, к каким еще людям или группам людей вы могли бы обращаться в сложных жизненных ситуациях. Какие шаги вы можете предпринять для того, чтобы усилить имеющуюся у вас сеть поддержки?